Образование: статьи и материалы » Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей » История моделирования как метода познания

История моделирования как метода познания

Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Однако моделирование как специфическое средство и форма научного познания не является изобретением 19 или 20 века.

По существу, моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода моделирования.

И. Ньютон пользуется этим методом уже вполне осознанно, а в 19 веке трудно назвать область науки или её приложений, где моделирование не имело бы существенного значения.

Исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков — именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» метода моделирования.

Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе.

Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков его места в теории познания.

Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных стран этому вопросу в многочисленных работах.

«Моделирование-это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте»

(три перечисленных признака, по сути, являются определяющими признаками модели)

При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования будем исходить из того, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, а вместе с ним и проблема классификации моделей.


Похожие статьи:

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и пр ...

Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях
1. Нарушение правил организации занятий. - проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается; - нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала; - самовольный доступ к снарядам и тренажерам; - неправильный выбор преподават ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru