Образование: статьи и материалы » Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей » Как обучать старших дошкольников. Моделирование

Как обучать старших дошкольников. Моделирование

Важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной.

Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности.

Необходимо правильно: определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей.

Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.

Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

Специальными исследованиями (Л.А.Вегнер, Е.В.Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.


Похожие статьи:

Учебный блок в технологии концентрированного обучения
Учебный блок является основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в ед ...

Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предме ...

Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера
Изобразительными и выразительными средствами рисунка являются линия и тон. Главной особенностью рисунка является бесконечное сочетание разнообразия изобразительных средств: линий, штриха, пятна. Рисунок выступает своеобразным изобразительным письмом, понятным людям любой национальности. У рисунка е ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru