Образование: статьи и материалы » Возникновение и развитие педагогики в России » Развитие педагогики в России

Развитие педагогики в России

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811 - 1848), А.И. Герцена (1812 - 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н.А. Добролюбова (1836 - 1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828 - 1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 - 1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Яснополянская школа Л.Н. Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Последователи К.Д. Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М. Монасеина исследовала процесс развития личности, П.Ф. Лесгафт – физическое и семейное воспитание, Х.Д. Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию наркомпроса РСФСР, Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884 - 1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.Л. Пинкевич (1884 - 1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 - 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 - 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.


Похожие статьи:

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Информационные технологии в преподавании математики
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образован ...

Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства. Насилие в семье над личностью ребенка имеет негативные последствия социально-психологического и поведенческого характера. Основы профилактики ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru