Образование: статьи и материалы » Возникновение и развитие педагогики в России » Развитие педагогики в России

Развитие педагогики в России

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811 - 1848), А.И. Герцена (1812 - 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н.А. Добролюбова (1836 - 1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828 - 1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 - 1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Яснополянская школа Л.Н. Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Последователи К.Д. Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М. Монасеина исследовала процесс развития личности, П.Ф. Лесгафт – физическое и семейное воспитание, Х.Д. Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию наркомпроса РСФСР, Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884 - 1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.Л. Пинкевич (1884 - 1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 - 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 - 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.


Похожие статьи:

Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...

Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния
Педагогические исследования, проведенные в течение года показали, что нагрузка с интенсивностью ниже 50% МПК расценивается как легкая, 50-75% МПК - умеренная, свыше 75 % МПК - как тяжелая. В связи к занятиям оздоровительным бегом могут быть отнесены: - к легкой тренировочной нагрузке: бег, чередующ ...

Значение кристаллогидратов
Образование и разрушение газовых клатратов используются, для разделения газов опреснения морской воды. Клатраты в природе часто играют роль естественного хранилища газов. Кристаллогидраты занимают важное место в строительстве в процессах схватывания и твердения вяжущих. В растительных клетках часто ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru