Стихи Токмаковой полны внутреннего движения, даже когда они, как в приведенных примерах, представляют собой монологи лирического героя.
Поэзия Токмаковой была диалогична, как отмечала критика, уже в раннем периоде: вопросы и ответы, загадки и отгадки - характерная особенность ее мастерства:
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый…
(«Дуб»)
или:
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
(«Рябина»)
В зрелых стихах поэтессы диалогичность становится полемической, меняется ее наполняемость:
Это ничья кошка,
Имени нет у нее.
У выбитого окошка
Какое ей тут житье.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит.
А взять ее в квартиру
Соседка мне не велит.
В каждой строке полемика с бездушием: боль за «ничью» кошку, протест против тех, кто обижает слабых. Поэзия Токмаковой - гуманистическая поэзия, она пробуждает активную доброту, развивается в русле тех нравственных идей, которые были присущи и устному творчеству народа, и классической литературе.
Похожие статьи:
Образовательные программы и нормативно-правовое обеспечение школьного
образования в РФ
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. Кол ...
Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная
графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...
Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада
Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ре ...