Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слажено, ритмично.
Кроме того, общеразвивающие упражнения - благодатный материал для развития детского двигательного творчества, для стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить опыт, проявить находчивость, изобретательность.
1. В старшей группе построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньям. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение (см. "Строевые упражнения").
Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
2. Пособие разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый встает на свое место.
3. Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.
Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
4. Качество выполнения детьми, их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вписывать словесные комментарии в ритм и темп упражнений.
Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.
Контроль за дыханием
Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при волнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.
Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.
В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, так как продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выхода. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.
Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении поднимают грудную клетку, а значит, способствуют выдоху. Всякая группировка тела - наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т.п. - способствует выдоху.
Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно - образных упражнениях. Дети, по сути играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: "Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: ш - ш - ш. ")
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая особенность младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста поступления ребенка в школу. Этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора бо ...
Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настрое ...
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...