Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков.
Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы общего образования показал, что школьные программы и программно-методические материалы ориентируют педагога на отработку у учащихся порядка 150 учебных умений в начальной школе и на 550-в среднем и старшем школьном звене, что является безусловным показателем того, почему школьные педагоги не столь успешно работают над формированием учебной деятельности в учебных умениях у обучающихся системы общего образования.
Третья проблема. Не смотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы формирования учебной деятельности, ее практическое решение в современной общеобразовательной и высшей школе нельзя считать удовлетворительным. Человек не рождается с умениями и навыками учебной деятельности. Приобретаются они либо в условиях специально организованного педагогом обучения, либо в отсутствие такового. Последнее происходит крайне медленно: одно - два учебных умения в полгода.
Как показало наше исследование в системе общего и профессионального образования, характер динамики убывания показателя несформированности умений учебной деятельности имеет «квазигиперболическое» выражение.
Четвертая проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во времени у 30% учащихся. Данные процессы разворачиваются на фоне существенного (более 1,5 раза) увеличения суточного времени в его оценках у значительной (свыше 90%) части школьников. 95% учащихся основной школы ориентируются в суточном времени по биотическим и астрономическим часам. Их жизнь и деятельность организуются по протеканию биологических процессов, функционированию человеческого организма, суточных и сезонных явлений природы.
Пятая проблема. Обобщенные данные исследований, представленные в специальной литературе, и результаты нашего исследования свидетельствуют о «квазигиперболическом» характере распределения процентного отношения обучаемых с несформированной учебной деятельностью по этапам обучения к общему числу участвующих в эксперименте:
- у 90% на начало обучения в первом классе;
- у 75% на момент перехода в среднее школьное звено;
- у 50% на момент окончания основной школы;
- у 30% третьекурсников вузов;
- у 10% слушателей курсов повышения квалификации из числа учителей, работающих в начальной школе.
Призванные работать над формированием учебных умений у младших школьников, они сами не владеют им в должной мере (Н.Г. Калашникова)
Подводя итог сказанному выше, отметим, что от того, как сработает общеобразовательная школа в отношении формирования учебной деятельности учащихся, будет всецело зависеть успешность их дальнейшего обучения как студентов.
Взятый системой образования курс на собственное реформирование ставит перед практикующей педагогикой одну важную задачу: изменение содержания образования. Ее решение ориентирует теорию и практику школьного и профессионального обучения на объединение усилий в направление поиска новых методов, которые позволяют преемственно формировать у обучающихся умений и навыков учебной деятельности.
Но сегодня в отношении преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся системы общего и профессионального образования сложился ряд противоречий теоретического и практического характера. Подытожим и обобщим же эти противоречия, которые мы раскрыли в этой курсовой работе:
Противоречие 1. между теоретическими представлениями об учебной деятельности как о деятельности по самоизменению, целью которой является овладение умением учиться, и сложившимися в практике обучения системы общего и профессионального образования представлениями оо ней как о деятельности, ориентированной на получение знаний и учебно-предметных умений обучающимися.
Похожие статьи:
Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную ...
Профессиональные функции педагога
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В ...
Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания” Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художестве ...