Образование: статьи и материалы » Организация учебной деятельности » Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования

Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования

Страница 1

Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков.

Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы общего образования показал, что школьные программы и программно-методические материалы ориентируют педагога на отработку у учащихся порядка 150 учебных умений в начальной школе и на 550-в среднем и старшем школьном звене, что является безусловным показателем того, почему школьные педагоги не столь успешно работают над формированием учебной деятельности в учебных умениях у обучающихся системы общего образования.

Третья проблема. Не смотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы формирования учебной деятельности, ее практическое решение в современной общеобразовательной и высшей школе нельзя считать удовлетворительным. Человек не рождается с умениями и навыками учебной деятельности. Приобретаются они либо в условиях специально организованного педагогом обучения, либо в отсутствие такового. Последнее происходит крайне медленно: одно - два учебных умения в полгода.

Как показало наше исследование в системе общего и профессионального образования, характер динамики убывания показателя несформированности умений учебной деятельности имеет «квазигиперболическое» выражение.

Четвертая проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во времени у 30% учащихся. Данные процессы разворачиваются на фоне существенного (более 1,5 раза) увеличения суточного времени в его оценках у значительной (свыше 90%) части школьников. 95% учащихся основной школы ориентируются в суточном времени по биотическим и астрономическим часам. Их жизнь и деятельность организуются по протеканию биологических процессов, функционированию человеческого организма, суточных и сезонных явлений природы.

Пятая проблема. Обобщенные данные исследований, представленные в специальной литературе, и результаты нашего исследования свидетельствуют о «квазигиперболическом» характере распределения процентного отношения обучаемых с несформированной учебной деятельностью по этапам обучения к общему числу участвующих в эксперименте:

- у 90% на начало обучения в первом классе;

- у 75% на момент перехода в среднее школьное звено;

- у 50% на момент окончания основной школы;

- у 30% третьекурсников вузов;

- у 10% слушателей курсов повышения квалификации из числа учителей, работающих в начальной школе.

Призванные работать над формированием учебных умений у младших школьников, они сами не владеют им в должной мере (Н.Г. Калашникова)

Подводя итог сказанному выше, отметим, что от того, как сработает общеобразовательная школа в отношении формирования учебной деятельности учащихся, будет всецело зависеть успешность их дальнейшего обучения как студентов.

Взятый системой образования курс на собственное реформирование ставит перед практикующей педагогикой одну важную задачу: изменение содержания образования. Ее решение ориентирует теорию и практику школьного и профессионального обучения на объединение усилий в направление поиска новых методов, которые позволяют преемственно формировать у обучающихся умений и навыков учебной деятельности.

Но сегодня в отношении преемственности в формировании учебной деятельности обучающихся системы общего и профессионального образования сложился ряд противоречий теоретического и практического характера. Подытожим и обобщим же эти противоречия, которые мы раскрыли в этой курсовой работе:

Противоречие 1. между теоретическими представлениями об учебной деятельности как о деятельности по самоизменению, целью которой является овладение умением учиться, и сложившимися в практике обучения системы общего и профессионального образования представлениями оо ней как о деятельности, ориентированной на получение знаний и учебно-предметных умений обучающимися.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...

Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...

Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. В течение учебного года мы старались придерживаться нашего плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий авралов. Так ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru