В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 14 – 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация.
В данной работе понятие профессиональная ориентация понимается как система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. Также, система профориентации неразрывно связана с молодежной политикой государства, которая ставит перед собой цель – создание качественного кадрового потенциала.
Существует множество методов профориентационной работы с молодежью. Среди них: информационно-справочные, профессиональная психодиагностика, морально-эмоциональные методы. Одни из современных методов профориентации это интерактивные методы. К ним относятся: профориентационные тренинги, профориентационные деловые игры, брейн-стоминг, метод-кейсов и др. В курсовой работе подробно рассмотрен интерактивный метод тренинга.
Проблема выбора профессии наиболее актуальна для старшего школьного возраста. Именно на данном этапе формируется «Я-концепция», дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии. Старшеклассникам необходима профориентационная работа, чтобы сделать правильный выбор. Но в школах применяют методы анкетирования, тестов, лекций и коллективных бесед, что не представляет интереса для учащихся.
В рамках данной курсовой работы было проведено исследование. Его целью стало изучение профориентационной работы и ее эффективность на базе МОУ «Молочно-Дворская СОШ» среди школьников 9 и 11 классов. В ходе исследования, были сделаны выводы о том, что профессиональная ориентация учащихся развита на минимальном уровне. Если она и проводятся, то лишь только в виде профориентационного тестирования и коллективных бесед. Индивидуальной работы со старшеклассниками не ведется. А ведь невозможно с помощью вышеуказанных методов сориентировать подростка на правильный выбор профессии, так как они не прививают осознания ценности личностных и профессиональных качеств человека при выполнении той или иной профессиональной деятельности. Многие выпускники школ не могут определиться с выбором дальнейшего профессионального пути.
Похожие статьи:
Профессиональная компетентность и культура педагога
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности ...
Способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью
Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и рабо ...
Реформирование образования в советский период
Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ в. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унифика ...