Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте (14 (15) – 16 (17) лет), когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

В связи с быстро изменяющимся рынком труда, выпускники школ не всегда имеют чётких представлений о профессиях, обязанностях специалистов, поэтому большинство из них поступают в ВУЗ на специальности, не соответствующие их индивидуальным запросам и потребностями общества.

Проведённое исследование ВЦИОМ в январе 2012 года среди учащихся 9 – 11 классов показал, что «78% современных школьников высоко оценивают собственные шансы на трудоустройство и связывают свой профессиональный успех с квалификацией». Однако на вопрос «Кем ты сам мечтаешь стать?» лишь 9% учащихся ясно представляют кем хотят стать; 30% решили последовать совету родителей и 61% – не определились. Проблема профориентации имеет место и требует новые пути решения.

Вопросами профессионального самоопределения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха, Е.М. Иванова, Т.В. Кудрявцев, И.Ю. Кузнецов, В.Ф. Сафин, Ю.К. Стрелков, Ф. Парсонс, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Джейд и др.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества. Н.С. Пряжников утверждал, что существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы…»

Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Прежде всего это связано с большим количеством профессий, а огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющих эффективность процесса профессионального определения.

Одним из современных методов профориентационной работы с молодёжью являются интерактивные методы (деловые игры, тренинги, брэйн стоминг, кейсы и др.). Процесс взаимодействия позволяет более подробно рассмотреть аспекты будущей профессиональной деятельности, а также дает возможность получить опыт работы в коллективе.

Цель исследования – изучить интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью, разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников.

Объект исследования – профориентационная работа с молодежью.

Предмет исследования – интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью.

Задачи исследования:

Проанализировать понятия: «профориентация», «методы профориентации», «интерактивные методы профориентационной работы».

Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Рассмотреть профориентационный тренинг как один из видов интерактивных методов.

Выявить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников.

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы по проблеме исследования;

эмпирические: анкетирование;

методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База и выборка исследования – МОУ Молочно-Дворская СОШ. В анкетировании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов, общее количество – 24 человека.

Практической значимостью исследования является разработанное тренинговое занятие по профориентации, которое может быть использовано специалистами по работе с молодежью для работы со старшеклассниками.


Похожие статьи:

Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...

Внедрение новых технологий в процесс обучения
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, в ...

Воспитание как специально-организационная деятельность педагога по достижению целей образования учащихся
В чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность? Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru