Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте (14 (15) – 16 (17) лет), когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

В связи с быстро изменяющимся рынком труда, выпускники школ не всегда имеют чётких представлений о профессиях, обязанностях специалистов, поэтому большинство из них поступают в ВУЗ на специальности, не соответствующие их индивидуальным запросам и потребностями общества.

Проведённое исследование ВЦИОМ в январе 2012 года среди учащихся 9 – 11 классов показал, что «78% современных школьников высоко оценивают собственные шансы на трудоустройство и связывают свой профессиональный успех с квалификацией». Однако на вопрос «Кем ты сам мечтаешь стать?» лишь 9% учащихся ясно представляют кем хотят стать; 30% решили последовать совету родителей и 61% – не определились. Проблема профориентации имеет место и требует новые пути решения.

Вопросами профессионального самоопределения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха, Е.М. Иванова, Т.В. Кудрявцев, И.Ю. Кузнецов, В.Ф. Сафин, Ю.К. Стрелков, Ф. Парсонс, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Джейд и др.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества. Н.С. Пряжников утверждал, что существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы…»

Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Прежде всего это связано с большим количеством профессий, а огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющих эффективность процесса профессионального определения.

Одним из современных методов профориентационной работы с молодёжью являются интерактивные методы (деловые игры, тренинги, брэйн стоминг, кейсы и др.). Процесс взаимодействия позволяет более подробно рассмотреть аспекты будущей профессиональной деятельности, а также дает возможность получить опыт работы в коллективе.

Цель исследования – изучить интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью, разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников.

Объект исследования – профориентационная работа с молодежью.

Предмет исследования – интерактивные методы профориентационной работы с молодёжью.

Задачи исследования:

Проанализировать понятия: «профориентация», «методы профориентации», «интерактивные методы профориентационной работы».

Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Рассмотреть профориентационный тренинг как один из видов интерактивных методов.

Выявить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников.

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы по проблеме исследования;

эмпирические: анкетирование;

методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База и выборка исследования – МОУ Молочно-Дворская СОШ. В анкетировании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов, общее количество – 24 человека.

Практической значимостью исследования является разработанное тренинговое занятие по профориентации, которое может быть использовано специалистами по работе с молодежью для работы со старшеклассниками.


Похожие статьи:

Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способно ...

Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...

Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента
На начальном этапе исследования с учащимися был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 1 класса. Возраст учащихся 7-8 лет, всего в классе 19 человек: 9 девочек, 10 мальчиков. Вопросы теста связаны с: правилами поведени ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru