Образование: статьи и материалы » Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки

Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников при восприятии музыки.

Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;

если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников;

психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций средствами восприятия музыки.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


Похожие статьи:

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Сущность нравственного воспитания
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зов ...

Выявление начального уровня физической культуры детей и подростков
Цель педагогического эксперимента - проверка эффективности разработанных в ходе опытно-экспериментальной работы содержания, форм, методов работы по формированию физической культуры детей и подростков в условиях целенаправленной организации социокультурной среды (взаимодействия школы, семьи, культур ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru