Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
При организации формирующего эксперимента мы опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя».
Развивать эмоциональную сферу детей экспериментальной группы мы решили в процессе восприятия музыки, что определено темой исследования. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней.
Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации.
Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.
Нами был разработан комплекс из 10 занятий.
На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.
Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.
Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.
В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.
Мы старались как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций.
Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса.
Например, во время утреннего приема детей, мы включали такие произведения, как « Улыбка» ( В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду.
Похожие статьи:
Работа с родителями учащихся
Свое влияние на воспитание учащихся в семье любое педагогическое учреждение осуществляет через самые разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общем масштабе всего учебного зав ...
Личность и авторитет учителя
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с инди ...
Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способно ...