К проблемам первостепенной важности в любом обществе относится изучение особенностей социализации полноценно функционирующей личности. Социализация представляет собой одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. В процессе социализации происходит формирование личности.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Личностное развитие ребенка как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных традициях того народа, представителем которого он является. Согласно А.В. Петровскому, сама социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок .
По мнению ученых, усложняется и сам процесс социализации, идущий под влиянием и во взаимодействии человека с многообразными факторами, функции и значимость которых в целом и на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы и симбиотичны, но и часто противоречивы.
Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации ребенка, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). При этом одной из характеристик современного этапа развития психологической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-психологических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности ребенка (С.А. Беличева, В.Г. Крысько, Д. Майерс, А.Н. Сухов и др.). Так, психологические исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной и других ученых связаны с изучением региональных и этнических факторов социализации подрастающего поколения.
На сегодняшний день актуальными являются вопросы, связанные с особенностями развития и формирования личности в конкретных социокультурных условиях. К ним относится и проблема малого города и его социализирующего потенциала. В отечественной науке долгое время не уделялось должного внимания изучению малых городов и их социально-психологической специфике, а известные на настоящий момент немногочисленные исследования малых городов касаются в большей степени географических, экономических или статистико-демографических вопросов. И лишь в последние годы появилось несколько исследовательских трудов (авторами которых являются, как правило, работники управленческой, социальной и образовательной сфер, т.е. специалисты-практики, непосредственно участвующие в разрешении многочисленных проблем социального комплекса на местах) в которых, однако, не всегда усматривается опора на понимание самого малого города как особой, уникальной, среды.
Как справедливо отмечает М.В. Никитский, остается не исследованными социализирующие возможности малого города, эффективные социально-психологические и педагогические условия повышения позитивности социализации детей и подростков. Безусловно, все эти исследовательские пробелы препятствуют осуществлению успешной социализации учащихся в малом городе .
Похожие статьи:
Белорусские педагоги XX в. и их исследования в
области обучения и воспитания
В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистиче ...
Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов
Наблюдения показывают, что знание студентом профессиограммы выбранной специальности активизирует его в овладении будущей профессией, вызывает избирательное отношение к деятельности в учебное и внеучебное время. Кроме того, размышления о профессии, ее особенностях, возникающие на этой основе, застав ...
Особенности педагогической работы с детьми-сиротами дошкольного возраста
А.Ш. Шахманова выделила такие направления образовательной деятельности, исходя из особенностей развития ребенка – дошкольника: 1. Физическое воспитание. Статистика указывает на довольно низкий уровень физического здоровья детей – воспитанников детских домов. «Важными моментами в физическом воспитан ...