Образование: статьи и материалы » Малый город как фактор социализации личности

Малый город как фактор социализации личности

К проблемам первостепенной важности в любом обществе относится изучение особенностей социализации полноценно функционирующей личности. Социализация представляет собой одновременно и процесс, и механизм, и результат усвоения человеком культуры. В процессе социализации происходит формирование личности.

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Личностное развитие ребенка как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных традициях того народа, представителем которого он является. Согласно А.В. Петровскому, сама социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок .

По мнению ученых, усложняется и сам процесс социализации, идущий под влиянием и во взаимодействии человека с многообразными факторами, функции и значимость которых в целом и на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы и симбиотичны, но и часто противоречивы.

Как в отечественной науке, так и за рубежом накоплен фундаментальный психолого-педагогический материал, касающийся различных аспектов социализации ребенка, его социального развития и становления как индивидуального субъекта общественных отношений (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). При этом одной из характеристик современного этапа развития психологической науки является устойчивая тенденция к изучению социально-психологических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности ребенка (С.А. Беличева, В.Г. Крысько, Д. Майерс, А.Н. Сухов и др.). Так, психологические исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной и других ученых связаны с изучением региональных и этнических факторов социализации подрастающего поколения.

На сегодняшний день актуальными являются вопросы, связанные с особенностями развития и формирования личности в конкретных социокультурных условиях. К ним относится и проблема малого города и его социализирующего потенциала. В отечественной науке долгое время не уделялось должного внимания изучению малых городов и их социально-психологической специфике, а известные на настоящий момент немногочисленные исследования малых городов касаются в большей степени географических, экономических или статистико-демографических вопросов. И лишь в последние годы появилось несколько исследовательских трудов (авторами которых являются, как правило, работники управленческой, социальной и образовательной сфер, т.е. специалисты-практики, непосредственно участвующие в разрешении многочисленных проблем социального комплекса на местах) в которых, однако, не всегда усматривается опора на понимание самого малого города как особой, уникальной, среды.

Как справедливо отмечает М.В. Никитский, остается не исследованными социализирующие возможности малого города, эффективные социально-психологические и педагогические условия повышения позитивности социализации детей и подростков. Безусловно, все эти исследовательские пробелы препятствуют осуществлению успешной социализации учащихся в малом городе .


Похожие статьи:

Значение кристаллогидратов
Образование и разрушение газовых клатратов используются, для разделения газов опреснения морской воды. Клатраты в природе часто играют роль естественного хранилища газов. Кристаллогидраты занимают важное место в строительстве в процессах схватывания и твердения вяжущих. В растительных клетках часто ...

Дизайн как особая форма проектной деятельности
До появления массового индустриального производства предметы и вещи, окружающие человека, аналогичные сегодняшним, делали специалисты ремесленники. В деятельности мастера – ремесленника (если смотреть на это с современных позиций), как бы совмещался ряд специальностей. Он, одновременно, конструктор ...

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru