Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.
В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.
Сегодня, когда политика государства становится все более социально ориентированной, чрезвычайно актуальна необходимость решения огромного пласта социальных вопросов, с которыми сталкиваются представители законодательной и исполнительной властей малых городов, городской общественности. Социальная и, в частности, воспитательная политика в малых городах, как отмечают исследователи, не всегда находятся да должном уровне, а зачастую и вовсе отсутствуют, обостряя проблемы асоциальных проявлений в поведении учащихся и в целом жизнедеятельности населения малых городов.
Таким образом, для разрешения противоречия между практической необходимостью целенаправленного психолого-педагогического влияния на социализацию учащихся в малом городе и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса, необходимо учитывать тот факт, что малый город обладает рядом черт и оригинальных характеристик, определяющих специфику социализации его населения.
Рассматривая особенности социализации личности учащихся в рамках малого города, необходимо обратиться к следующим положениям. Прежде всего, малый город представляет собой особую среду социокультурного развития его населения, которая обладает специфическими характеристиками, отличающими малый город от других типов поселения. К ним относятся особенности территориально-пространственного положения малого города (обуславливающие диффузирование разнокачественных элементов образа жизни (городского и сельского)), возможности образовательного и профессионального выбора, а также особенности социального творчества, самореализации, самоутверждения личности учащихся.
Малый город является специфическим фактором социализации, который характеризуется особенностями его параметров как микросоциума (архитектурно-планировочных, благоустроенности и развитости коммунального хозяйства, демографических, психологических, культурных и образовательных характеристик), а также особенностями социального климата.
Как отмечают исследователи, социокультурная среда малого города обладает особым психологическим и социально-педагогическим потенциалом, способным активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации учащихся малого города. Исходя из этого, выявление и целесообразное использование этого потенциала может во многом определять состояние всего социального комплекса малого города. Одним их конструктивных способов использования социально-психологического и педагогического потенциала малого города в реализации задач социального воспитания, способствующих позитивной социализации учащихся малого города является построение муниципальной системы социального воспитания.
Проводимые на современном этапе социально-экономические исследования позволили выявить следующий круг проблем малого города в России:
1. Проблема организации конструктивного использования жизненного времени населения (что влечет за собой миграцию населения в более благополучные в этом отношении территории).
2. Проблема общего культурного фона в малом городе:
· уровень социальной воспитанности и просоциальности поведения;
· уровень образования;
· уровень осознания ценности личной принадлежности к малому городу.
Во многом это связано с недостаточной для этого инфраструктурой, финансированием культурно-образовательных проектов, и, в целом, неверной расстановкой приоритетов не в пользу духовности.
3. Проблема востребованности и ценности образования и воспитания как феноменов социальной практики.
4. Проблема роста асоциальных проявлений (показатели алкоголизации, наркотизации, криминализации).
Обращаясь к проблеме успешной социализации личности учащихся в малом городе, необходимо обратить внимание на соблюдение ряда социально-психологических и педагогических условий. К ним относятся:
· постоянный мониторинг состояния социальной и воспитательно-образовательной сфер малого города;
· развитие локальных воспитательных систем воспитательно-образовательных учреждений;
· построение эффективной муниципальной системы социального воспитания (как главной силы, реализующей социально-психологический и педагогический потенциал малого города);
Похожие статьи:
Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...
Описание методики диагностирования уровня сформированности экономических
представлений младших школьников
Актуальность проблемы. Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную эконом ...
Формирование профессиональной культуры учащихся средствами иностранного
языка
К дисциплинам, призванным решать задачу формирования профессиональной культуры будущего специалиста, относят общие гуманитарные и социально-экономические, в число которых входит иностранный язык. Он рассматривается как средство общения и приобщения к опыту, в том числе профессиональному, других стр ...