Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Реализация целей профессионального образования осуществляется во взаимодействии с социально-экономической средой, динамичное изменение которой предопределяет условия деятельности образовательных учреждений. Ускорение научно-технического прогресса во всех областях знаний ставит задачу обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства в течение всей жизни. Отчетливо проявляется необходимость создания многоуровневой структуры профессиональной подготовки специалистов. В Концепции модернизации российского образования напериод до 2010 года подчеркивается актуальность построения оптимальной многоуровневой системы профессионального образования. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования находит отражение в различных моделях интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, создании университетских комплексов.
Педагогические проблемы, связанные с развитием профессионального образования, особенностями его переориентации в новых экономических условиях отражены в работах: П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Ю. К. Васильева, А. Т. Глазунова, Э. Ф. Зеера, В. А. Кальней, В. М. Кузнецова, А. М. Новикова, Т. С. Паниной, В. А. Полякова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и других авторов.
Результаты данных исследований определили наиболее важные концепции развития профессионального образования, на основании которых разрабатываются стратегические шаги переориентации профессионального образования, что позволило перейти на организацию новых моделей профессиональной школы: многоуровневые, многопрофильные и многофункциональные профессиональные образовательные учреждения, способные реализовать многообразие требований «заказчиков».
Содержание деятельности и особенности развития новых типов образовательных учреждений отражены в трудах: С. Я. Батышева, В. П. Беспалько, А. М. Новикова, Л. Г. Семушиной, Л. Д. Федотовой, П. С. Хейфеца и других.
В работах Н. И. Воропаева, Н. Р. Галиуллова, Т. М. Коровиной, Т. Ю. Ломакиной, Л. Г. Семушиной, О. В. Читаевой и других выделяются проблемы формирования содержания профессионального образования именно при организации многоуровневой подготовки специалистов, где содержание обучения на каждом уровне существенно различается по видам деятельности будущих специалистов.
В профессиональной педагогике проблемы содержания и организации профессионального образования на отдельных уровнях изучались С. Я. Батышевым, А. П. Беляевой, А. А. Вербицким, Г. Н. Жуковым, И. Ф. Исаевым, Н. Э. Касаткиной, А. И. Михайлушкиным, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новиковым, Т. С. Паниной, Л. Г. Семушиной. В их работах, в частности, отмечается, что наряду с вузами, средние специальные учебные заведения все в большей степени становятся субъектами рынка, и это предопределяет их стремление к усилению взаимодействия с внешней средой. Наибольшим изменениям в последнее десятилетие подвергалась экономика, в частности сфера услуг, а именно торгово-экономическая деятельность. Активное развитие частных предприятий, обновление налогового, бухгалтерского и торгового законодательства способствовало непрерывному изменению требований к специалистам торгово-экономического профиля, при этом выяснилось отсутствие мобильности в системе управления учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку таких специалистов. Анализ практики профессионального образования, а также исследованные научные работы, посвященные многоуровневой подготовке специалистов, позволили сделать вывод о наличии противоречий между:
– потребностью в научно обоснованных концептуальных подходах к осуществлению многоуровневого образования, реализующих его моделях интегрированных образовательных систем, и недостаточной разработанностью научно-методологических положений, определяющих оптимальное функционирование учреждений многоуровневого профессионального образования;
– жесткой централизацией системы профессионального образования, затрудняющей осуществление интеграционных процессов в образовательной сфере, и необходимостью создания целостной системы многоуровневой, многопрофильной подготовки в профессиональном образовательном учреждении;
– многообразием уровней и ступеней, систем и форм профессионального образования и отсутствием интегрирующей их научно-методологической основы многоуровневой подготовки специалистов.
Из противоречий вытекает проблема исследования:
какими должны быть организационно-педагогические условия многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля, чтобы обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда и профессий, а также востребованность в соответствии с уровнем развития технологий и организации производства? Возникающая проблема требует научно-обоснованных подходов к отбору содержания профессионального обучения на каждом уровне, определению профессионально-важных качеств специалиста каждого уровня подготовки, формирование которых способствует профессиональному продвижению и может служить одним из критериев перехода обучающихся с одного уровня на другой, а также выявлению особенностей управления многоуровневой подготовкой студентов профессионального образовательного учреждения.
В соответствии с проблемой была определена цель исследования:
разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному процессу многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Объект исследования:
процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Предмет исследования:
организационно-педагогические условия многоуровневой профессиональной подготовки студентов торгово-экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования.
Гипотеза исследования:
многоуровневая подготовка студентов торгово-экономического профиля будет эффективной и сможет обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда если:
– опирается на построенную модель многоуровневой подготовки, включающую личностные, содержательные, методические аспекты, в которой заложены механизмы формирования специалиста и возможности для отслеживания продвижения обучаемых в профессиональном развитии;
– внедрена совокупность преемственых программ обучения, предусматривающая различные уровни квалификации специалистов сферы услуг;
– применяются методы и формы обучения, обеспечивающие непрерывное повышение качества процесса подготовки студентов техникума.
Задачи исследования:
1. Выявить социально-экономические и педагогические предпосылки создания многоуровневой структуры торгово-экономического образования на основе анализа.
2. Разработать и экспериментально апробировать модель и организационно-педагогические условия многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономической сферы.
3. Создать систему преемственных разноуровневых учебных планов подготовки специалистов соответствующих квалификаций.
4. Определить и экспериментально проверить структуру управления образовательным процессом подготовки специалистов торгово-экономического профиля; эффективность методов и форм многоуровневой профессиональной подготовки.
5. Составить научно-методические рекомендации по формированию содержания образовательных программ многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Теоретической и методологической базой
исследования являются положения теории системного подхода; философии образования; теории организации целостного педагогического процесса; фундаментальные положения по проблемам развития образовательных систем и непрерывного образования; концепции управления образовательными учреждениями и обоснованность критериев и показателей управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью и задачами исследования был использован комплекс теоретических методов,
к которым относят: анализ и обобщение литературных источников, моделирование, аналогию, сравнение, обобщение, комплексную оценку. Из комплекса эмпирических методов применялись: наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, экспертные оценки, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных.
База исследования:
учреждение общего образования по профилю «Открытая сменная школа № 4» (г. Новокузнецк); ГОУ НПО: ПУ № 87, ПУ № 88 (г. Новокузнецк), ПУ № 71 (г. Киселевск); ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»; ГОУ ВПО: «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», «Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета» (г. Кемерово). В эксперименте приняли участие 94 преподавателя и 718 выпускников разных уровней профессионального образования, 15 руководителей образовательных учреждений, 56 специалистов-практиков.
Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 гг.
Первый этап –
поисковый(1996–1999 гг.) был связан с осмыслением состояния проблемы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в теории и на практике; уточнением методологических и теоретических основ исследования; с определением цели, объекта и предмета исследования; формулированием гипотезы и задачи исследования.
Второй этап
– экспериментальный (2000–2002 гг.) характеризовался выявлением организационно-педагогических условий осуществления многоуровневой профессиональной подготовки специалистов; уточнением структуры, проведением опытной проверки спроектированных модели и организационно-педагогических условий; оцениванием их эффективности.
Третий этап
– систематизирующий (2003-2007 гг.) включал анализ, систематизацию, математическую обработку и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы. Были обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, завершено литературное оформление диссертации. Разработаны научно-методические рекомендации по формированию содержания образовательных программ многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля для практического применения в учебных заведениях данной сферы.
Научная новизна
исследования заключается в следующем: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия подготовки специалистов торгово-экономического профиля, способствующие повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- разработана модель многоуровневой профессиональной подготовки студентов по специальностям торгово-экономического профиля, основными функциями которой являются образовательная и развивающая, а характеристиками служат преемственность и многоуровневость профессионального образования, многофункциональность входящих учебных структур, вариативность и гибкость образовательных структур, многоканальность функционирования модели;
- разработана и внедрена система преемственных учебных планов специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Теоретическая значимость
исследования состоит в проверке организационно-педагогических основ многоуровневой профессиональной подготовки специалистов и уточнении дидактических принципов многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля. Внесен вклад в разработку механизма управления образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля, позволяющий принимать управленческие решения гибкого реагирования на изменение государственных требований, рыночной конъюнктуры, и достигать целей профессионального образования на каждом уровне. Результаты исследования являются теоретической основой для разработки научно-методических рекомендаций по формированию содержания образовательных программ многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Практическая значимость
проведенного исследования состоит в том, что разработано содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля в условиях рынка труда, включающее: научно-методические рекомендации по формированию содержания образовательных программ многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля; преемственные учебные планы нескольких уровней; положение об учебно-методическом обеспечении дисциплин учебного плана, а также положение о производственном обучении студентов торгово-экономического профиля. Материалы и выводы, опубликованные по результатам исследования, были использованы в образовательных учреждениях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов, на курсах подготовки и переподготовки преподавателей учреждений профессионального образования.
Достоверность и обоснованность
результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями; опорой на фундаментальные положения профессионального образования; анализом реальной педагогической практики и положительного педагогического опыта деятельности техникума; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; репрезентативностью экспериментальных данных.
На защиту выносятся:
1. Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективной многоуровневой профессиональной подготовке специалистов торгово-экономического профиля, которая обеспечивает многовариантность образовательных траекторий и позволяет осуществлять непрерывную профессиональную подготовку специалистов торгово-экономического профиля разного уровня квалификации (принятие педагогическим коллективом модели многоуровневого образования; внедрение соответствующих методов образовательной технологии многоуровневого профессионального образования: групповое решение профессиональных проблем; метод проектов и другие).
2. Модель многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономической сферы, включающая личностные, содержательные, методические аспекты, и основанная на модульной структуре, механизмах формирования специалиста, и отслеживании продвижения обучаемых в профессиональном развитии.
3. Система преемственных учебных планов по трем уровням профессионального образования торгово-экономического профиля: начальному, среднему и высшему, реализация которых способствует подготовке конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов соответствующих квалификаций и формирует у них готовность к продолжению образования в течение последующей профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялись посредством публикаций и выступлений на научно-практических конференциях разного уровня: международных: «Образование. Карьера. Занятость» (Новосибирск, 2004 г.); «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров» (Томск, 2006 г.); всероссийских: «Качество образования: методология, теория, практика» (Новосибирск, 2004 г.); «Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: прошлое и настоящее» (Юрга, 2006 г.); «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры» (Кемерово, 2006 г.); Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений Российской Федерации (Москва, 2005 г.); межрегиональных и региональных: «Пути формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников профессионального образования» (Новокузнецк, 2006 г.); «Вита — это жизнь: Социальный портрет молодежи» (Томск, 2006 г.); «Непрерывное образование и карьера XXI в.» (Юрга, 2007 г.); в ходе обсуждения на заседаниях кафедры педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Личное участие соискателя состоит в разработкемодели многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля и внедрении её в образовательный комплекс «школа-училище-техникум-вуз». Отношения между учебными заведениями, входящими в комплекс, устанавливаются на основе равноправного сотрудничества без изменения их подчиненности и статуса. Правовой основой взаимодействия являются двухсторонние и многосторонние договоры между образовательными учреждениями.
Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в 11 публикациях диссертанта в научной печати. Результаты исследования внедрены в практику работы учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования г.г. Новокузнецк, Новосибирск, Кемерово.
подготовка специалист торговля экономика профиль
Похожие статьи:
Основные требования к использованию метода проектов. Типы проектов
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; ...
Теоретические основы формирования словообразования
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов. ...
Характеристика общего нарушения речи и направления
коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...