Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 1

Профессиональное образование – важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных профессиональных образовательных услугах, служит средством формирования, развития и самоутверждения личности.

Существующие в разных странах системы образования складывались исторически под влиянием социально-экономических процессов, развития общественной жизни, исторических факторов, национальных различий и др. Из всего многообразия образовательных систем можно выделить многоуровневую (многоступенчатую) систему образования и более консервативную моноуровневую.

Отдельные аспекты высшего образования в зарубежных странах изучались такими российскими исследователями как А. И. Галаган, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. Г. Кинелев, З. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Л. Никандров, К. И. Салимова и др. Анализ «американской», «европейской» систем образования, а также системы, сложившейся в России, дается в работе В. Г. Кинелева. На основе проведенного анализа автор делает заключение о том, что в большинстве развитых стран Европы и в США к концу 80-х годов прошлого столетия уже сложилась многоуровневая система образования.

Сформировавшаяся после 1917 года в СССР образовательная система была преимущественно моноуровневой. Обучающийся не мог завершить свое образование на каком-то промежуточном этапе, избрать свою индивидуальную траекторию обучения. Образовательные программы были унифицированы по срокам обучения, по выдаваемым выпускникам документам, а образовательные учреждения были связаны с жесткими учебными планами, разрабатываемыми централизованно. Такая система была ориентирована на массовую подготовку специалистов, готовых главным образом к репродуктивному воспроизведению информации. Выпускники образовательных учреждений оказывались слабо подготовленными к творческой профессиональной деятельности. У них не формировалась потребность к постоянному самообразованию после окончания техникума или вуза.

Наметившиеся в 80-х годах XX в. тенденции мирового развития обусловили существенные изменения в системах образования. К числу основных тенденций относятся следующие:

· ускорение темпов развития мирового сообщества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

· переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

· возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

· демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

· динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

· рост значения человеческого потенциала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что обусловливает интенсивное опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Развитые страны (США, Великобритания, страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки) проводят реформы систем образования, ориентированные на текущие и перспективные потребности общества.

Исследования показали, что слабые стороны российской моноуровневой системы образования не позволили приспособить эту систему к новым потребностям практики, потому что она:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Работа с родителями учащихся
Свое влияние на воспитание учащихся в семье любое педагогическое учреждение осуществляет через самые разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общем масштабе всего учебного зав ...

Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...

Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru