Образование: статьи и материалы » Традиционные и инновационные методы обучения » Методы обучения

Методы обучения

Страница 1

Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели.

Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев).

Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения – это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определённого типа учебных задач.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.

Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Информационно-рецептивный метод

Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).

Репродуктивный метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания).

Метод

проблемного изложения

Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения.

Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное).

Эвристический метод

Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций).

Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка.

Исследовательский метод

Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Виды работы над новым словом
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы. Предъявление слова. В настоящее время использую следующие способы: - чтение загадки, отгадывание её учащимися; - рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь» ...

Воспитание человека культурного
Бескультурный человек подобен дикарю: у него одна потреб­ить, удовлетворить голод или защититься от стужи. На все он смотрит равнодушным взглядом, перестает изумляться, ни к чему не привязан, ничего не любит, для него нет никаких святынь, "для энного, и в этом именно заключается сущность его б ...

Составление рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru