Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников » Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине

Страница 1

Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.

Когда-то традиционная народная культура являлась неотъемлемой частью жизни народа, её естественной составляющей. Но постепенно в процессе европеизации народная культура стала уходить из повседневного обихода многих слоёв населения. Тогда историки, филологи, учёные 18 века, понимая важность изучения народного наследия, стали записывать определенные жанры фольклора. Так появились первые исследователи народной культуры: М.Д. Чулков, К. Данилов, П.В. Киреевский, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы и другие.

Несмотря на различные оппозиционные направления, заинтересованные деятели из разных областей науки обращались к сокровищнице народного творчества. Однако существовал формальный подход к объекту исследования, и ранние публикации ограничивались отдельными образцами различных форм фольклора. Комплексный подход в изучении фольклора появляется только в 80-х годах 20 века.

60-е годы XX века были отмечены рождением яркого явления, в основе которого стал интерес, возникший в разных слоях общества к "старому".

Появилась "новая фольклорная волна" в литературе и композиторской музыке, национальная и национально-историческая тематика в живописи и кинематографе и так далее. Так началось пробуждение национального самосознания, поиск своих исторических корней.

Организовывались музыкально-этнографические концерты с участием аутентичных фольклорных певцов и музыкантов, планировались экспедиции в районы, где жили знающие люди - "носители традиций", создавались фольклорные коллективы, проводились конференции.

В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной культуре как универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений, этнических и межличностных связей.

Возрастающий интерес к фольклору и этнографии Вологодской области обусловлен своеобразием и исторической глубиной местных народных традиций, принадлежащих северно-русскому этнокультурному комплексу.

В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной традиционной культуре как универсальной основе воспитания личности (развития человеческого в человеке), образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений (дети - преемники опыта родителей), этнических и межличностных связей (объектный закон самосохранения этносов в их исторически обусловленных взаимосвязях).

Системная и целенаправленная работа государственных учреждений культуры и образования по сохранению и восстановлению народных традиций региона началась в районах Вологодской области более десяти лет назад.

Из множества возникших в это время альтернативных направлений культурной деятельности именно сфера традиционной культуры оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию.

В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.

К таким учреждениям на Вологодчине относится Лаборатория народного музыкального творчества как научное подразделение ВГПУ (рук. - Г.П. Парадовская), Школа традиционной народной культуры (директор - З.К. Бакулина), специализированные фольклорно-этнографические классы школы №10 г. Вологды (рук. - Федотовская О. А), ЦТНК с. Нюксеница (рук. - Бородина Л. Н), Череповецкий центр народной традиционной культуры (рук. - Кулева И. А), фольклорно-этнографическая студия "Матица" при Дворце детского и юношеского творчества им. Алексеевой А.А. г. Череповца (рук. - Розова Л. Е) и др.

Каждое профессиональное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые формы и методы работы учреждений культуры.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям
Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, вк ...

Диагностическая методика «Понимание специфики ситуации детьми»
Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в них). Материал Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в общественных местах ...

Содержание и формы фольклора в работе с детьми
В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребёнка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и праздн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru