Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.
Когда-то традиционная народная культура являлась неотъемлемой частью жизни народа, её естественной составляющей. Но постепенно в процессе европеизации народная культура стала уходить из повседневного обихода многих слоёв населения. Тогда историки, филологи, учёные 18 века, понимая важность изучения народного наследия, стали записывать определенные жанры фольклора. Так появились первые исследователи народной культуры: М.Д. Чулков, К. Данилов, П.В. Киреевский, братья Б.М. и Ю.М. Соколовы и другие.
Несмотря на различные оппозиционные направления, заинтересованные деятели из разных областей науки обращались к сокровищнице народного творчества. Однако существовал формальный подход к объекту исследования, и ранние публикации ограничивались отдельными образцами различных форм фольклора. Комплексный подход в изучении фольклора появляется только в 80-х годах 20 века.
60-е годы XX века были отмечены рождением яркого явления, в основе которого стал интерес, возникший в разных слоях общества к "старому".
Появилась "новая фольклорная волна" в литературе и композиторской музыке, национальная и национально-историческая тематика в живописи и кинематографе и так далее. Так началось пробуждение национального самосознания, поиск своих исторических корней.
Организовывались музыкально-этнографические концерты с участием аутентичных фольклорных певцов и музыкантов, планировались экспедиции в районы, где жили знающие люди - "носители традиций", создавались фольклорные коллективы, проводились конференции.
В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной культуре как универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений, этнических и межличностных связей.
Возрастающий интерес к фольклору и этнографии Вологодской области обусловлен своеобразием и исторической глубиной местных народных традиций, принадлежащих северно-русскому этнокультурному комплексу.
В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной традиционной культуре как универсальной основе воспитания личности (развития человеческого в человеке), образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды - укрепления межличностных отношений (дети - преемники опыта родителей), этнических и межличностных связей (объектный закон самосохранения этносов в их исторически обусловленных взаимосвязях).
Системная и целенаправленная работа государственных учреждений культуры и образования по сохранению и восстановлению народных традиций региона началась в районах Вологодской области более десяти лет назад.
Из множества возникших в это время альтернативных направлений культурной деятельности именно сфера традиционной культуры оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию.
В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.
К таким учреждениям на Вологодчине относится Лаборатория народного музыкального творчества как научное подразделение ВГПУ (рук. - Г.П. Парадовская), Школа традиционной народной культуры (директор - З.К. Бакулина), специализированные фольклорно-этнографические классы школы №10 г. Вологды (рук. - Федотовская О. А), ЦТНК с. Нюксеница (рук. - Бородина Л. Н), Череповецкий центр народной традиционной культуры (рук. - Кулева И. А), фольклорно-этнографическая студия "Матица" при Дворце детского и юношеского творчества им. Алексеевой А.А. г. Череповца (рук. - Розова Л. Е) и др.
Каждое профессиональное учреждение по-своему решает задачи возвращения в жизнь национальных традиций. В своей работе они исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывают и утверждают новые формы и методы работы учреждений культуры.
Похожие статьи:
Особенности девиантного поведения у девочек-подростков
Одной из актуальных, социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Личностные особенности данной категории детей, сложность и своеобразие предпосылок отклоняющегося поведения обуславливают необходимость проведен ...
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках курса “Человек и мир”. Цель экологического воспитания - ...
Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбр ...