Образование: статьи и материалы » Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения » Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте

Страница 2

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

метод фокальных объектов,

морфологический анализ,

метод контрольных вопросов,

отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

метод маленьких человечков,

методы преодоления психологической инерции,

системный оператор,

ресурсный подход,

законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

* адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,

* приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,

* типовые приемы разрешения противоречия.

Отечественные психологи и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Колмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:

перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание – “ .образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания”.

В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...

Лексическая компетенция как цель обучения иностранным языкам в школе
Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это дает основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. В основе обучения иностранным языкам как явл ...

Использование презентации Microsoft PowerPoint в курсе общей биологии как средства развития познавательного интереса у школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова): 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru