Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная—для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий также имеют не строго обязательный, а рекомендательный характер. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительны для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Формы внеклассных занятий не являются раз и навсегда устоявшимися. В связи с меняющимися интересами школьников, появлением новых популярных видов спорта, улучшением материальной базы школ и квалификации учителей и тренеров могут возникать разные варианты организации внеклассных занятий.
В настоящее время наиболее распространены физкультурные, спортивные и туристские кружки. Их организуют или для учащихся отдельных классов (если находят для них руководителя из числа родителей, учителей, старшеклассников), или для группы учащихся двух-трех параллельных или смежных (например, пятых и шестых) классов. Желательно, чтобы руководители окончили инструкторские курсы, организуемые при Дворцах пионеров, детских туристско-экскурсионных станциях, детско-юношеских спортивных школах.
Основное содержание занятий в кружках—разносторонняя физическая подготовка. Но могут быть и профилированные кружки (например, по бадминтону, акробатике, художественной или ритмической гимнастике, спортивному ориентированию, стрелковому спорту). К руководству ими привлекают квалифицированных руководителей, в основном из числа комсомольцев шефствующего предприятия, родителей, бывших спортсменов.
Кружковая работа имеет преимущество перед секционной в том, что может быть более разнообразной, ее легче организовать. Кружки создают не только для школьников начальных классов, но и для учащихся среднего и старшего возраста. С помощью ДОСААФ для старшеклассников могут быть организованы кружки по военно-прикладным видам спорта, с помощью туристско-экскурсионных станций—по различным видам туризма (пешему, велосипедному, лыжному, водному).
Спортивные секции рассчитаны на всех учащихся школы. Они состоят из учебных групп, формируемых с учетом физической подготовленности учащихся. Мальчики и девочки занимаются в разных группах. Лучше иметь одну спортивную секцию со всеми возрастными группами—детской (подгруппы 7—8, 9—10, 11—12 лет), подростковой (13—14 лет) и юношеской (15—17 лет), чем несколько секций с неполным набором возрастных групп. Тогда занимающиеся в секции за время учебы в школе могут пройти путь от новичка до спортсмена-разрядника; в секции сплачивается дружный, из года в год пополняемый коллектив.
Клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и другие объединяют детские команды (различных возрастных групп), организуемые в школах и по месту жительства школьников. Клубы и команды имеют свою эмблему и спортивную форму.
Деятельностью каждого клуба руководит совет, в состав которого входят капитаны команд, избираемые на общем собрании, а также представители общественности (председатель совета клуба становится членом общественного совета физической культуры в микрорайоне), в том числе ветераны спорта, родители, тренеры-общественники. Совет клуба проводит организационную и воспитательную работу, соревнования на призы клуба среди команд микрорайона, а также подготовку команд к участию в городских (районных) соревнованиях.
В группах продленного дня предусмотрено проводить ежедневно спортивный час. Занятиями руководят воспитатели или привлекаемые, постоянно или эпизодически, в порядке комсомольских поручений, старшеклассники. Основное содержание таких занятий — подвижные игры и развлечения, при возможности также прогулки на окраину города или села с играми на местности, элементами ориентирования, проведением туристских соревнований.
Школьные спортивные соревнования разделяют на массовые, в которых участвуют все или большинство учеников класса, и немассовые—с участием небольших команд. Главное внимание надо уделять массовым соревнованиям, как по основным видам спорта—легкой атлетике, лыжам, гимнастике, спортивным играм, так и по отдельным упражнениям, например бегу, прыжкам, а также комплексным, типа «Пионерское четырехборье», «Старты надежд», «Веселые старты», соревнования по многоборью.
Соревнования разделяются на внутришкольные (учебные, контрольные, товарищеские, первенства) и межшкольные (товарищеские встречи школьных команд, первенства района или города).
Похожие статьи:
Использование активных методов
на занятиях по экономическим дисциплинам
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...
Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...
Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...