В ГБУ всего 51 ребенок в возрасте 5-6 лет. По заключению ПМПК 10 детям из 51-го выставлено логопедическое заключение – ФФНР у ребенка со стертой формой дизартрии. 60 % из них рождены от первых беременностей и 40 % детей от вторых беременностей. 90% детей исследуемой группы поступили в ГБУ из дома. Физическое развитие соответствует норме. Характер протекания беременности показан на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Речевое развитие детей соответствует возрастным особенностям развития. По заключениям врачей (отоларинголога, окулиста, невролога) развитие детей соответствует норме. При восприятии речи детей у всех наблюдается нечеткость, смазанность речи.
Артикуляционный аппарат характеризуется следующим образом: у 90% детей состояние губ и зубов в норме; у 10% губы малоподвижные, зубы мелкие, отсутствуют передние резцы, глубокий прикус; у 40% детей высокое или готическое небо; у 80 % детей наблюдается тремор языка, затруднено поднимание языка вверх, повышенная саливация, что свидетельствует об органическом поражении головного мозга.
Состояние артикуляционной моторики характеризуется: движения языка не точные, не полного объема, язык в гипертонусе. Слабо развита артикуляционная моторика. Затруднено поднимание языка вверх. Наблюдается гиперсаливация. Результаты показаны на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – щечное – 30%, замена на [з] – 20%; [з, з’] – межзубное – 10%; [л] – губное – 50%; [л’] – отсутствует – 50%; [р] – отсутствует – 50%, горловое – 40%, замена [л] – 10%;[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%; [ш] – щечное – 30%. Результаты обследования показаны на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что фонематический слух у детей снижен или нарушен. Результаты диагностики отражены на диаграмме 4. Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования. Наблюдается недоговаривание окончаний слов. Результаты диагностики показаны на диаграмме 5. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30% детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 60% детей.
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Активный словарный запас достаточный по объему, дифференцированный, точный. Словарный запас в пределах нормы. Обобщающие понятия на стадии формирования. Результаты диагностики показаны на диаграмме 6. Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 90 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).
Диаграмма 6
При пересказе и составлении рассказа по картинке используют в основном простые фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе испытывали 10 % детей, при составлении рассказа по картинке затруднения возникли у 20 % детей.
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать логопедическое заключение: у 100 % детей, принимавших участие в эксперименте, фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой дизартрией.
Похожие статьи:
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...
Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего
школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию наруш ...
Создание условий для трудовой деятельности
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Оборудование для хозяйственно-бытового труда дет ...