В ГБУ всего 51 ребенок в возрасте 5-6 лет. По заключению ПМПК 10 детям из 51-го выставлено логопедическое заключение – ФФНР у ребенка со стертой формой дизартрии. 60 % из них рождены от первых беременностей и 40 % детей от вторых беременностей. 90% детей исследуемой группы поступили в ГБУ из дома. Физическое развитие соответствует норме. Характер протекания беременности показан на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Речевое развитие детей соответствует возрастным особенностям развития. По заключениям врачей (отоларинголога, окулиста, невролога) развитие детей соответствует норме. При восприятии речи детей у всех наблюдается нечеткость, смазанность речи.
Артикуляционный аппарат характеризуется следующим образом: у 90% детей состояние губ и зубов в норме; у 10% губы малоподвижные, зубы мелкие, отсутствуют передние резцы, глубокий прикус; у 40% детей высокое или готическое небо; у 80 % детей наблюдается тремор языка, затруднено поднимание языка вверх, повышенная саливация, что свидетельствует об органическом поражении головного мозга.
Состояние артикуляционной моторики характеризуется: движения языка не точные, не полного объема, язык в гипертонусе. Слабо развита артикуляционная моторика. Затруднено поднимание языка вверх. Наблюдается гиперсаливация. Результаты показаны на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – щечное – 30%, замена на [з] – 20%; [з, з’] – межзубное – 10%; [л] – губное – 50%; [л’] – отсутствует – 50%; [р] – отсутствует – 50%, горловое – 40%, замена [л] – 10%;[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%; [ш] – щечное – 30%. Результаты обследования показаны на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что фонематический слух у детей снижен или нарушен. Результаты диагностики отражены на диаграмме 4. Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования. Наблюдается недоговаривание окончаний слов. Результаты диагностики показаны на диаграмме 5. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30% детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 60% детей.
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Активный словарный запас достаточный по объему, дифференцированный, точный. Словарный запас в пределах нормы. Обобщающие понятия на стадии формирования. Результаты диагностики показаны на диаграмме 6. Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 90 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).
Диаграмма 6
При пересказе и составлении рассказа по картинке используют в основном простые фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе испытывали 10 % детей, при составлении рассказа по картинке затруднения возникли у 20 % детей.
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать логопедическое заключение: у 100 % детей, принимавших участие в эксперименте, фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой дизартрией.
Похожие статьи:
Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предме ...
Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...
Основные требования к использованию метода проектов. Типы проектов
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; ...