Образование: статьи и материалы » Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР » Анализ состояния произносительной стороны речи у детей

Анализ состояния произносительной стороны речи у детей

В ГБУ всего 51 ребенок в возрасте 5-6 лет. По заключению ПМПК 10 детям из 51-го выставлено логопедическое заключение – ФФНР у ребенка со стертой формой дизартрии. 60 % из них рождены от первых беременностей и 40 % детей от вторых беременностей. 90% детей исследуемой группы поступили в ГБУ из дома. Физическое развитие соответствует норме. Характер протекания беременности показан на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Речевое развитие детей соответствует возрастным особенностям развития. По заключениям врачей (отоларинголога, окулиста, невролога) развитие детей соответствует норме. При восприятии речи детей у всех наблюдается нечеткость, смазанность речи.

Артикуляционный аппарат характеризуется следующим образом: у 90% детей состояние губ и зубов в норме; у 10% губы малоподвижные, зубы мелкие, отсутствуют передние резцы, глубокий прикус; у 40% детей высокое или готическое небо; у 80 % детей наблюдается тремор языка, затруднено поднимание языка вверх, повышенная саливация, что свидетельствует об органическом поражении головного мозга.

Состояние артикуляционной моторики характеризуется: движения языка не точные, не полного объема, язык в гипертонусе. Слабо развита артикуляционная моторика. Затруднено поднимание языка вверх. Наблюдается гиперсаливация. Результаты показаны на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – щечное – 30%, замена на [з] – 20%; [з, з’] – межзубное – 10%; [л] – губное – 50%; [л’] – отсутствует – 50%; [р] – отсутствует – 50%, горловое – 40%, замена [л] – 10%;[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%; [ш] – щечное – 30%. Результаты обследования показаны на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что фонематический слух у детей снижен или нарушен. Результаты диагностики отражены на диаграмме 4. Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования. Наблюдается недоговаривание окончаний слов. Результаты диагностики показаны на диаграмме 5. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30% детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 60% детей.

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Активный словарный запас достаточный по объему, дифференцированный, точный. Словарный запас в пределах нормы. Обобщающие понятия на стадии формирования. Результаты диагностики показаны на диаграмме 6. Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 90 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).

Диаграмма 6

При пересказе и составлении рассказа по картинке используют в основном простые фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе испытывали 10 % детей, при составлении рассказа по картинке затруднения возникли у 20 % детей.

После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать логопедическое заключение: у 100 % детей, принимавших участие в эксперименте, фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой дизартрией.


Похожие статьи:

Профессиональный рост педагога как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Овладение различными видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. М ...

Вопрос о методе проектов в дидактике
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Происходит смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает «разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического ...

Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru