Образование: статьи и материалы » Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР

Особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР

Речь развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, она может подвергаться различным нарушениям.

В последнее время количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, в системе обучения детей дошкольного возраста неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем родного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Известно, что в процессе экспрессивной речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.

Ребенок может обладать всеми психофизическими задатками к производству и восприятию речи, но так и не сможет воспользоваться ими, т.е. если он не будет воспринимать звучащую речь, и сам не будет говорить, его задатки не превратятся в способности, он не сможет владеть речью в полном объеме. Д.Б. Эльконин писал в своих работах: "Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи". Фонематический слух необходимо развивать и совершенствовать с раннего возраста, когда ребенок начинает сознательно осваивать речь, и особенно с тех пор, когда он начинает знакомиться с начатками грамоты. Иными словами, нельзя научить ребенка четко и правильно говорить, не сформировав у него способность, точно различать звуки речи. Исходя из выше изложенного, исследование является актуальным. Целью исследования является изучение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи. Объектом исследования является процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

В работе решаются следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по теме работы.

2. Изучить состояние звукопроизношения и своеобразие развития речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

3. Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в ходе коррекционного воздействия.

В работе применены следующие методы исследования: эксперимент, наблюдение, беседа, игра, упражнение.

Базой исследования состояния речи детей стало ГБУ № 1883. В ходе работы были исследованы 10 детей дошкольного возраста возрасте 5 лет, имеющих нарушения речи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Похожие статьи:

Анализ ГОСО РК, программ по проблеме исследования
Все многообразие форм и методов организации разнообразной деятельности по формированию музыкального воспитания в современном ДОУ регламентируется учебно - методическими и программными документами. Изучение программно-методической литературы позволяет судить о довольно обширном педагогическом опыте ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в
Народная мудрость гласит, что любая держава черпает свои силы в образованности и просвещенности общества, а это значит, что государство и общество должны быть «развернуты» к человеку, его личности и культуре, общественному бытию и сознанию, к тому, что определяется понятием «гуманитарность». Ни как ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru