Образование: статьи и материалы » Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам » Виды методов активного обучения

Виды методов активного обучения

Страница 1

При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время в вузах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

1. Проблемное обучение

2. Игровые формы обучения

3. Дискуссия

2.3.1 Проблемный метод обучения

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Можно указать следующие общие функции проблемного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам:

усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности,

развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,

формирование диалектического мышления учащихся,

формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),

формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Поскольку мышление начинается при столкновении человека с проблемой, основу экспериментальной деятельности составляет несколько этапов:

возникновение и создание проблемной ситуации

осознание сущности затруднения в постановке проблемы

нахождение способа решения путём догадки или выдвижение предположений и обоснования гипотез

доказательство гипотезы, проверка правильности решения.

Познавательная деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации они самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса.

Однако возникновение проблемных ситуаций на занятиях по экономическим дисциплинам и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др.

Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Содержание линии «моделирование и формализация»
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделиро­вание, основные ...

Место наглядности в коммуникативном методе обучения
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию ...

Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru