Образование: статьи и материалы » Организация учебной деятельности » Стратегии формирования учебной деятельности школьников

Стратегии формирования учебной деятельности школьников

Страница 1

Формирование учебной деятельности у младших школьников среди других вариантов деятельностного подхода к обучению рассматривается как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя.

К числу основных направлений, в рамках которых осуществляется поиск путей формирования полноценной учебной деятельности обучающихся, относятся:

-концепция содержательного обобщения (В.В.Давыдов);

-концепция формирования интеллектуальных умений, приемов умственных действий (З.И.Калмыкова, Н.Я.Чутко);

-концепция формирования учебной деятельности с использованием потенциала групповых и парных форм учебной работы (И.М.Витковская);

-концепция формирования учебной деятельности в общеучебных умениях (В.М.Коротков, А.В.Усова, Н.А.Кушаев).

В числе подобных умений рассматриваются:

1. Учебно-организационные, т.е. приемы и способы, обеспечивающие выполнение отдельных компонентов учебной деятельности, организацию работы и участие в передаче своих знаний и опыта товарищам по учебе. Например такие умения и навыки, как соблюдение правил гигиены учебного труда, организация учебного места, освоение и осмысление учебной задачи, работа в составе актива учебных кабинетов и т.д.

2. Учебно-интеллектуальные умения и навыки, закрепляющие способы мыслительной деятельности и приемы логического мышления. В их числе умения и навыки сравнения и анализа, обобщения и абстрагирования, классификации и систематизации, различение существенного в изучаемых явлениях, доказательства и построения определений, постановки проблемы, участие в дискуссиях и др.

3. Учебно-информационные умения и навыки, в которых находят свое отражение способы самостоятельного приобретения знаний, переработки и запоминания информации. Среди них умения и навыки чтения, работы с книгой, в том числе с учебником, наблюдений и их регистрации, работы с различными приборами, ориентировки в периодической печати, использования различных справочников, применения графических приемов регистрации той или иной информации и т.п.

4. Учебно-коммуникативные умения и навыки, в сумме обеспечивающие культуру устной и письменной речи обучающихся. В этом разделе сосредоточены умения и навыки устных ответов, пересказов и рассказов, подготовки выступлений и докладов, списывания текста, письма под диктовку, изложения текста, подготовки сочинений, заметок и статей, составления документов, восприятия устной речи разного типа и др.

Из разрабатываемых в науке направлений по формированию и организации учебной деятельности обучающихся наиболее представительным является направление, акцентирующееся на исполнительском звене. К нему относятся исследования по выявлению, описанию, классификации и формированию умственных действий, лежащих в основе учебной деятельности (Д.Н.Богоявленский, П.Я.Гальперин), формированию приемов учебной работы, способствующих усвоению учебного материала (Е.Н.Кабанова-Меллер), обще-учебных интеллектуальных умений (Н.Я.Чутко). в рамках данного направления исследований обоснованны как прямой путь - через формирование у обучающихся приемов учебной работы (Н.А.Немчинская), учебных действий и их взаимосвязей (Г.И.Вергелес), реализацию системы специальных заданий (Н.Я.Чутко) так и косвенных – в рамках концепции содержательного обобщения (Д.Б.Эльконин), программированного обучения (В.П.Беспалько), усвоения учебного материала в форме учебной деятельности (Л.К.Максимов), использования резервов оптимального структурирования учебного материала (Г.Г.Мисаренко), групповых парных форм работы (Л.И.Айдарова, Т.А.Матис)

В связи с выделением различных подходов к формированию учебной деятельности необходимо отметить, что прямой путь состоит в том, что обучающиеся накапливают и осмысливают разнообразные сведения, выполняют упражнения. Прямое воздействие на учащихся заключено в специальных вопросах и заданиях, непосредственно, прямо направляющих детей на овладение учебной деятельностью. Косвенный путь – это продвижение обучающихся в общем развитии (А.В.Полякова) либо действия учащихся в соотнесении со структурой учебной деятельности. Так, в частности, исследовательские подходы к обучению младших школьников, реализуемые руководством Л.В. Занкова, ориентированны на косвенное формирование учебной деятельности.

В русле теории содержательного обобщения развивается направление, обосновывающее необходимость непосредственного формирования струк-формы (Л.И.Айдарова, А.К.Маркова). Г.И.Вергелем, Л.А.Нмчикова, И.А.Мещерова предлагают свой подход к решению проблемы формирования учебной деятельности. Ими разработана методика, предусматривающая формирование каждого структурного компонента учебной деятельности сначала как конкретного компонента, далее – на основе внутри-межпредметных связей – как общего умения, а затем - формирование целостной структуры учебной деятельности в той же последовательности: от становления этой структуры на материале конкретного предмета к функционированию ее как общего образования, инвариантного по отношению к содержанию любого учебного предмета.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях [в семье, на улице, при помощи СМК]. Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию. Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою оч ...

Определение связи между авторитетом учителя и рейтингом его предмета
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы сопоставили данные, полученные на первом и втором этапах практической работы. Следует иметь в виду, что один и тот же преподаватель ведет у школьников сразу же три предмета: история (3,5 баллов), обществознание (3,9 баллов) и основы бизнеса (3,7 б ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru