Образование: статьи и материалы » Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам » Функции преподавателя вo время дискуссии

Функции преподавателя вo время дискуссии

Страница 1

Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:

1) сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т.е. показать значимость проблемы для участников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;

2) создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число участников было минимальным. Очень трудно сохранить неформальную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со столами в три ряда;

3) сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию);

4) добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;

5) мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в оборонительную позицию;

6) руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности всех участников, соблюдать регламент, тактично останавливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключать пассивных участников;

7) мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы;

8) оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.

В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого.

Приемы введения в дискуссию:

предъявление проблемной производственной ситуации;

постановка проблемных вопросов;

демонстрация видеосюжета;

ролевое проигрывание проблемной ситуации;

анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;

альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы)

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения :

уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите .?», «Как вы докажете, что это верно?»);

парафраз — повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что .», «Правильно ли я понял(а), что .»);

демонстрация непонимания — побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар­гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);

приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Диагностическая методика «Понимание специфики ситуации детьми»
Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в них). Материал Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в общественных местах ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Проведение опытно-эмпирической работы по формированию игровых умений у детей-дошкольников в условиях учреждения закрытого типа по методике Н.Я. Михайленко
Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в и ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru