Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра - зеркало душевных переживаний маленького человека. Всё любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная правда соединена с вымыслом.
Впервые ребенок берет игрушку в руки, едва начиная осознавать себя, играет в дошкольном возрасте и потом, уже учась в школе и переходя из класса в класс. Только меняется форма игры - от ролевой в дошкольном возрасте, когда ребенок берет на себя роль взрослого, учится ориентироваться во «взрослой» жизни, подражает взрослым, к играм с правилами в младшем школьном возрасте.
Дошкольный период в жизни ребенка можно назвать подражательным. Обычно он кончается школой, когда ребенок постепенно знакомится с жизнью, начинает анализировать. Переход к играм с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где правила связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер (например, «кошки-мышки»). Игры с правилами занимают большое место в жизни ребят школьного возраста, перерастая в различные спортивные и «умственные» игры, которые могут быть использованы в учебной деятельности.
Новое содержание обучения, повышенное внимание к предметам эстетического цикла требуют включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов для развития личности. Имеет смысл обратиться к игровым методам обучения и воспитания, таким, как художественно-дидактические игры и упражнения.
Необходимость использования во время урока игр и упражнений объясняется, прежде всего, появлением шестилетних первоклассников. Осуществляя преемственность с детским садом в содержании и методах обучения, школа обратилась к игре - ведущему виду деятельности у дошкольников, так как он уже знаком младшему школьнику, вызывает у него положительные эмоции и интерес. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игрового вида деятельности к учебной. B условиях занимательной игры более успешно (особенно на начальном этапе обучения) усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка.
Дидактическая игра на уроках у младших школьников обеспечивает переход к осознанной, самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности. Она формирует потребность оказывать активное воздействие на окружающее, развивает его моральные и волевые качества, формирует личность в целом.
Нужно научить детей испытывать удовлетворение от умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые несёт решение игровой задачи. Но для этого они должны захотеть включиться в ее решение. Здесь и возникает необходимость в проведении дидактической игры.
Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие в детском коллективе или между детьми и родителями. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.
Похожие статьи:
Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...
Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционо-развивающего обучения школьников с нарушение речи вк ...
Общая характеристика процесса воспитания
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи. Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического ...