Образование: статьи и материалы » Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности

Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности

«Весь мир театр и люди в нем актеры». Эти слова, сказанные великим Шекспиром, можно толковать в самых различных значениях, в том числе и с точки зрения игры как неотъемлемого вида деятельности человека.

В самом деле, понятие «игра», зародившееся вместе с понятием «homo sapiens», в процессе исторического развития человечества приобрело огромное количество смыслов и значений - прямых и опосредованных. Попытаемся представить некоторые из этих значений. Во что человечество играет в прямом и переносном смысле?

Древний человек, не зная как объяснить причины «добрых» и «злых» сил природы, ощущая свою зависимость от них, постоянно искал «согласия» с ними. Здесь можно найти корни, истоки игры - древние языческие ритуалы, обряды, наделение природных сил божественными качествами. Игра для древнего человека являлась единственным путем наладить «добрые отношения» с природными явлениями, от которых зависела жизнь, продолжение рода. Игра служила средством приспособления к сложным природным и социальным условиям.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходи предупреждение истоков применительно к будущим условиям борьбы за существование.

Игра способствовала не только физическому выживанию человека, но и развивала его социальные, духовные и нравственные качества. Отсюда понятно, какую роль в жизни человека, человечества играла и играет особая многообразная и неотъемлемая от жизни игра как средство многоаспектного общения, диалога с природой и социальной средой, формирования отношений: биологических, нравственных, духовных, гуманитарных, интеллектуальных, культурологических, эстетических и др.

В психологическом словаре понятие «игра» определяется следующим образом: «игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности».

В энциклопедическом словаре понятие игра формулируется так: «Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человека на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным».

Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика; игра и экономика; игра и религия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и психология; игра и право; игра и военное дело...

Из всех значений игры нас, в основном, интересует ее роль в становлении, формировании личности, ее значении как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребенка в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства.

Не зря все деятели просвещения, образования, психологии личности придавали игре огромное значение. Правда, в разные периоды и эпохи ее суть использовалась по-разному и чаще понималась как развлечение, досуг, отдых от трудовых и повседневных обязанностей, т.к. понималась в буквальном смысле: «Делу - время, потехе - час». И принималась взрослыми только как необходимая форма воспитания маленьких детей.

Однако вторая половина XX в. взорвалась буквально игровым бумом, особенно в последние десятилетия. В развитых странах Запада игра уже давно используется во многих сферах социальной и экономической жизни, в образовании и переподготовке кадров.

Но ведь не так давно все эти формы интеллектуальных, деловых игр не принимались школой, считались, мягко говоря, «буржуазными клонами», «отходом от реальности», «от правильной идеологии». Школа, образование долгое время (кроме 20-х - 30-х гг.) воспринимали игру именно как потеху, как развлечение и отдых от учебной работы.

Формирующееся в настоящее время педагогическое мышление, поиски кардинальных изменений в области образования позволили по-новому увидеть возможности игры, как эффективного вида и формы организации учебного процесса, использовать наработанный в этом плане опыт других стран.

Факты активного применения игр в высшей и общеобразовательной школе еще раз доказывают необходимость их дидактического обоснования и методической, технологической разработки. Серьезные проблемы можно решать «несерьезными» путями - через игру. Школа, наконец, поняла, что сложность, серьезность учебного труда необязательно должны превращаться в «каторгу», «в принудиловку», в «крепостной труд». Учеба и игра - не враги, в определенных условиях они - одинаково важные и необходимые формы, средства формирования личности, познания окружающего мира, его законов и требований в различных сферах социальной деятельности.


Похожие статьи:

Эмпирическое исследование проблемы насилия в семье над детьми
С целью выявления случаев насилия над детьми различных возрастных групп нами было проведено исследование (анкетирование) в младших и старших классах СШ № 19 г. Минска. Анкетирование прошли ученики 3 А (22 человека) и 3Б классов (23 человека), а также 10 А (20 человек) и 10 Б классов (22 человека). ...

Основные направления философской мысли В.В. Розанова
Серьезный интерес Розанова к философии, пробудившийся в университетские годы, столкнулся с рутиной установившейся системы препо­давания. Он писал: «Все-таки к философии именно я почему-то питал особенное благоговение: «прочие — в сюртуках, а этот в хламиде». Вдруг, по какому-то торжественному случа ...

Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями речи
Исследование фонематического восприятия на уровне звуков выявило, что 50% школьников с нарушениями письма допускали ошибки в различении как сходных, так и дискретных звуков. При воспроизведении оппозиционных слогов типичными ошибками, помимо смешения фонем, были перестановки слогов, сокращение ряда ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru