Образование: статьи и материалы » Игровые приёмы в обучении младших школьников изобразительной деятельности » Психологические «дары детства»

Психологические «дары детства»

Художниками становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек.

Известный психолог, исследователь детского изобразительного творчества В.И. Киреенко писал: «Если воспитатели, педагоги только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках вскоре превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь».

Какими исходными психологическими предпосылками для развития художественного восприятия обладает ребенок?

Эти предпосылки, как показывают данные возрастной психологии, достаточно богаты. Вспомним хотя бы общеизвестную черту младших школьников - их повышенную эмоциональную отзывчивость на те непосредственные впечатления, которые приносят им зрение, слух, другие чувства. В традиционном обучении та черта маленьких детей служит лишь помехой и потому не только не получает развития, но вольно или невольно подавляется. А между тем, она могла бы служить ценной основой эстетического развития, в частности - становления художественного восприятия.

Второклассникам предложили рассмотреть набор картинок и разделить их на группы так, чтобы в каждую группу попали картинки, имеющие между собой нечто общее. Картинки изображали:

1) девочку в ярком платье, играющую в мяч;

2) двух понурых старушек под облачным небом;

девушку с развевающимися волосами на морском берегу;

невыразительный силуэт человека с газетой;

пышный букет цветов;

засохший цветок в треснувшей вазе;

осеннюю ветку дикого винограда;

несколько одинаковых стеблей растения в ящике;

яркий сказочный дворец;

покосившуюся избушку;

замок на скале при лунном свете;

стандартные дома.

Два главных способа, которыми можно объединить картинки, таковы. Первый: «люди»; «растения»; «постройки» .

Второй способ: «веселое, праздничное»; «печальное унылое»; «тревожно-романтическое, неспокойное»; «никакое, безликое».

Составляя группы первым способом, человек руководствуется лишь тем, какие объекты изображены на картинках. Второй способ требует внимания к единичной неповторимости изображенного предмета, чуткости, к его эмоциональному воздействию.

Перед тем как дать это задание детям, его предложили взрослым и убедились, что для эстетически развитых людей естественным, предпочтительным, а иногда и единственно приемлемым был второй способ группировки. Другие взрослые работали главным образом первым способом и не видели возможности объединить изображения на основании общности «эмоционального тона».

Как же повели себя в этой ситуации второклассники? Оказалось, что большинство детей, более или менее последовательно и осознанно обращается к группировке на основании эмоционального тона. Печаль и радость, праздничность или уныние служат для них достаточным основанием, чтобы объединить в одну группу изображения, не имеющие, с чисто рациональной точки зрения, ничего общего (например, девочку, букет и дворец).

Таким образом, второклассники оказались заметно ближе к художественно развитым взрослым. Не позволяет ли это думать, что, встретившись с настоящими произведениями искусства, многие дети окажутся психологически предрасположены воспринимать эмоциональную атмосферу этих произведений, их основной пафос? Разумеется, на доступном для данного возраста уровне.

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности, используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более будут развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.


Похожие статьи:

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...

Политические информации. Методика их проведения
Политинформации - наиболее распространенная форма внеклассного просвещения учащихся. Во времена существования советского государства данная форма политического просвещения учащихся была ведущей, однако сейчас. Постепенно утратила свое ведущее значение. Однако в последние годы вновь активно стал про ...

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru