Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 1

На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней своего существования развивается как большое социально-общественное движение на основе определенных закономерностей, обусловленных материальной жизнью общества. Уровень развития физической культуры и её место в жизни людей всегда зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, состояния и развития науки и культуры.

Проанализируем понятия "культура", "физическая культура", "физическая культура личности", " физическое воспитание". Термин "физическая культура", как и более общий термин "культура", неоднозначен.

Понятие "культура" не имеет одного определения, в настоящее время их известно более двухсот. Существует несколько подходов к определению данного понятия. В литературе по философии и культурологии оно раскрывается с позиций системного подхода (М.С.Каган), аксиологического (А.И.Арнольдов, Б.С.Ерасов, М.С.Каган), с позиций интеграции нескольких составляющих (В.С.Библер, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин). Так, А.И.Арнольдов пишет: "Культура - это и духовно-нравственные ценности человека, и его непрерывная творческая деятельность, и его система взглядов, оценок и интересов. Культура - синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека".

Культура понимается как совокупность ценностей, специфический способ деятельности и как изменение самого человека. В современной специальной литературе "культурой" называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества. Неоднозначность термина отражает реальную многогранность обозначаемого им явления, то есть различные смысловые оттенки этого термина как бы подчеркивают различные грани (признаки, стороны) одного и того же сложного многоаспектного явления.

Прежде чем сформулировать основное определение физической культуры, целесообразно остановиться на некоторых культуроведческих и связанных с ними представлениях, подводящих к уяснению сути этого явления.

При объяснении общего понятия "культура" его обычно сопоставляют с понятием "природа". К природе относится всё, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности. К явлением же культуры принадлежат способы и результаты преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. В процессе развития культуры ее существеннейшими составляющими стали и такие виды (формы, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком себя самого, на преобразование своей

4) собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры, представляющая собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей.

Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду - этому первому и главному условию человеческого существования.

Вместе с тем, по мере становления в обществе целостной системы образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния, как того требуют закономерности сохранения и укрепления здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Опытная работа по проверке эффективности использования сказок для коррекции отклонений в поведении младших школьников
В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников. 2. Исследовать все стороны поведения мла ...

Психологические особенности развития чувства юмора у дошкольников
Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных про ...

Работа над запоминанием слова
При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru