Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 1

На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней своего существования развивается как большое социально-общественное движение на основе определенных закономерностей, обусловленных материальной жизнью общества. Уровень развития физической культуры и её место в жизни людей всегда зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, состояния и развития науки и культуры.

Проанализируем понятия "культура", "физическая культура", "физическая культура личности", " физическое воспитание". Термин "физическая культура", как и более общий термин "культура", неоднозначен.

Понятие "культура" не имеет одного определения, в настоящее время их известно более двухсот. Существует несколько подходов к определению данного понятия. В литературе по философии и культурологии оно раскрывается с позиций системного подхода (М.С.Каган), аксиологического (А.И.Арнольдов, Б.С.Ерасов, М.С.Каган), с позиций интеграции нескольких составляющих (В.С.Библер, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин). Так, А.И.Арнольдов пишет: "Культура - это и духовно-нравственные ценности человека, и его непрерывная творческая деятельность, и его система взглядов, оценок и интересов. Культура - синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека".

Культура понимается как совокупность ценностей, специфический способ деятельности и как изменение самого человека. В современной специальной литературе "культурой" называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества. Неоднозначность термина отражает реальную многогранность обозначаемого им явления, то есть различные смысловые оттенки этого термина как бы подчеркивают различные грани (признаки, стороны) одного и того же сложного многоаспектного явления.

Прежде чем сформулировать основное определение физической культуры, целесообразно остановиться на некоторых культуроведческих и связанных с ними представлениях, подводящих к уяснению сути этого явления.

При объяснении общего понятия "культура" его обычно сопоставляют с понятием "природа". К природе относится всё, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности. К явлением же культуры принадлежат способы и результаты преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. В процессе развития культуры ее существеннейшими составляющими стали и такие виды (формы, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком себя самого, на преобразование своей

4) собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры, представляющая собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей.

Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду - этому первому и главному условию человеческого существования.

Вместе с тем, по мере становления в обществе целостной системы образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния, как того требуют закономерности сохранения и укрепления здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Гуманистический смысл аксиологического воспитания
Современность ставит перед учителями множество проблем и вопросов, связанных с управлением поведением школьников. В большинстве случаев ввиду отсутствия эффективных технологий контроля и научения, позволяющих результативно прививать нормы поведения в школе, особым успехом пользуется авторитарный ст ...

Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru