Образование: статьи и материалы » Развитие речи дошкольников » Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии

Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии

Страница 2

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом опыты, проведенные Выготским показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.

В своей работе («Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста») В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.

У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Р.Филичева.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально».

Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

«Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» - отмечает М.Ф. Фомичева.

К.И. Чуковский много и плодотворно занимался вопросом детского словотворчества. В частности, его основные выводы и многочисленные примеры по данному вопросу были изложены в известной книге «От двух до пяти». Автор считал неологизмы своеобразным явлением детской речи. Он называл их синтетическими или скрещенными словами. Чуковский отмечает как характерную черту детского словотворчества стремление детей выразить в речи действие, движение, это отражается, по его мнению, в многочисленных образованиях «детских глаголов». Некоторые из них в качестве примера приведены в книге: «часы часикают»; «отскорлупай мне яйцо».

Чуковский полагает, что дети образуют глагольные формы потому, что глаголов, существующих в языке, им недостаточно. Словотворчество, по Чуковскому, - это проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка.

Рассмотрение элементов, дающих исходный материал для синтетического слова (то есть «образующих»), показывает, что все они без исключения содержат общие языковые элементы. Возникновение самого синтетического слова можно понять следующим образом: когда в первом образующем слове произносится элемент, общий у него со вторым словом, происходит переключение на этот общий элемент второго образующего слова и дальше присоединяется остающаяся часть второго образующего слова. В результате происходит формирование новой когнитивной структуры, состоящей из общего компонента и соответствующих частей первого и второго образующего слов. Таким путем создаются новые цепочки звуковых последовательностей и возникает новое «синтетическое» слово.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства. Насилие в семье над личностью ребенка имеет негативные последствия социально-психологического и поведенческого характера. Основы профилактики ...

Личностно-ориентированная технология
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность су ...

Проблемы дидактического и методического характера
Проблемы этой главы вызваны к жизни поиском ответов на такие актуальные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». Первая проблема связана с доминирующим в теории и практике «пространственным» подходом к исполнению учебной деятельности, оставляющим без должного внимания ее реализацию в едином пространс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru