Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Страница 1

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя зону ближайшего развития. Педагог должен знать, что дети раннего развития имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с русским фольклором. На начальном этапе знакомства с устным народным творчеством наиболее приемлемы игровые формы занятий. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания в школе. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, не всегда может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – учителю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки.

Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; сказанные учителем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или, еще хуже, заучивали их. Мы должны быть довольны тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой учителю за его труды, но специально вызывать ребенка на это не следует.

Колыбельные песни.

Устное народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Например, колыбельные песни – непременный элемент традиционного быта русского народа. Колыбельную песню напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку. Колыбельная не только усыпляла младенца, но и воспитывала. Она рассказывает ребенку о мире и прежде всего о животных: зверюшках и птицах, которых так любят маленькие дети, о близких ему людях. Примечательно то, что практически все члены семьи, представленные в колыбельных песнях, показаны в труде: «отец ушел за рыбою», «мать ушла пеленки мыть», «бабушка коров доить», «дедушка дрова рубить» и т.д.

Будущее ребенка тоже представляется в труде:

Когда будешь ты большой,

Будешь рыбку удить,

Да таперку ловить,

Будешь лес рубить –

Мамку с тятькой кормить.

Совсем маленького ребенка мать уже готовила к трудовой жизни, пела ему колыбельные песни о сыновней заботе, доброте.

Припевки, приговорки

Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить.

Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание и т.д. требуют сопровождения словом, и здесь устное народное творчество незаменимо

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Девочке расчесывают волосы и заплетают косу, не каждая это любит. На это есть воспитательный стишок

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Эмпирическое исследование проблемы насилия в семье над детьми
С целью выявления случаев насилия над детьми различных возрастных групп нами было проведено исследование (анкетирование) в младших и старших классах СШ № 19 г. Минска. Анкетирование прошли ученики 3 А (22 человека) и 3Б классов (23 человека), а также 10 А (20 человек) и 10 Б классов (22 человека). ...

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования
Профессиональное образование – важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных ...

Рабочая учебная программа дисциплины «Рисунок»
Данный курс предполагает знакомство студентов с основными закономерностями рисунка и композиции, в формировании у них знаний, умений и навыков использования различных систем изображения. Развития художественной наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, творческого воображения, а такж ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru