Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя зону ближайшего развития. Педагог должен знать, что дети раннего развития имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с русским фольклором. На начальном этапе знакомства с устным народным творчеством наиболее приемлемы игровые формы занятий. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания в школе. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, не всегда может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – учителю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки.
Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; сказанные учителем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.
От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или, еще хуже, заучивали их. Мы должны быть довольны тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой учителю за его труды, но специально вызывать ребенка на это не следует.
Колыбельные песни.
Устное народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Например, колыбельные песни – непременный элемент традиционного быта русского народа. Колыбельную песню напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку. Колыбельная не только усыпляла младенца, но и воспитывала. Она рассказывает ребенку о мире и прежде всего о животных: зверюшках и птицах, которых так любят маленькие дети, о близких ему людях. Примечательно то, что практически все члены семьи, представленные в колыбельных песнях, показаны в труде: «отец ушел за рыбою», «мать ушла пеленки мыть», «бабушка коров доить», «дедушка дрова рубить» и т.д.
Будущее ребенка тоже представляется в труде:
Когда будешь ты большой,
Будешь рыбку удить,
Да таперку ловить,
Будешь лес рубить –
Мамку с тятькой кормить.
Совсем маленького ребенка мать уже готовила к трудовой жизни, пела ему колыбельные песни о сыновней заботе, доброте.
Припевки, приговорки
Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить.
Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание и т.д. требуют сопровождения словом, и здесь устное народное творчество незаменимо
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Девочке расчесывают волосы и заплетают косу, не каждая это любит. На это есть воспитательный стишок
Похожие статьи:
Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...
Условия и средства эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для ре ...
Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических
представлений у младших школьников
Объект исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических представлений. Предмет исследования: способность младших школьников к объяснению экономических терминов. Задачи исследования. Исследовать мех ...