Образование: статьи и материалы » Организация и методика воспитательной работы » Работа с родителями учащихся

Работа с родителями учащихся

Страница 1

Свое влияние на воспитание учащихся в семье любое педагогическое учреждение осуществляет через самые разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общем масштабе всего учебного заведения, так и по отдельным классам, группам.

На общих родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования системы образования, учебно-воспитательной работы семьи и учебного заведения, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящают обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации детей. Нередко на общих родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье: например, о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и их влиянии на воспитание. Общие родительские собрания проводятся обычно два - три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрание учащихся отдельных классов или групп На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об их опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных учащихся. Особенно важны такие собрания для установления единой линии воспитания семьи и учебного заведения. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом или группой ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению так же и родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня и с налаживанием доброжелательных отношений со сверстниками. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися воспитательную задачу и разрабатывает мероприятия по ее решению. Для этого также полезно организовать работу семьи в этом направлении С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей перед поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той, конкретной помощи, которую он ждет от них. В частности, родители хорошо должны знать режим труда и отдыха своих детей, создавать условия и осуществлять контроль за их соблюдением. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или училище, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с педагогами.

Подобные родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность, как родителей, так и детей за решение поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние учебного на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере перед родителями ставятся конкретные воспитательные задачи и даются методические рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во всех учебных заведениях нашей страны это делается.

В системе организационно-педагогической работы учебного заведения большое место занимает деятельность родительских комитетов - общих и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.

Количественный состав родительского комитета устанавливается решением общего собрания или конференции родителей. Для выполнения текущей работы родительский комитет в крупных учебных заведениях избирает из своего состава президиум, в который входят председатель родительского комитета, его заместитель и три - пять членов Президиума В учебных заведениях небольших, неполнокомплектных избираются председатель, заместитель и секретарь родительского комитета, в малокомплектных - только председатель. Родительский комитет класса или группы избирается общим собранием родителей в составе председателя и двух - трех членов комитета.

Родительский комитет оказывает помощь учебному заведению в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению довольно прочных связей родителей с училищем или со школой , организуют педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной и технической базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей вместе с руководством учебного заведения проводят родительские собрания.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения Дело в том, что, хотя и говорят, что педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину знают все, на практике оказывается, что многие беды семейного воспитания происходят из -за незнания элементарных истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться, беспорядочно бегать и кричать, разбрасывать домашние вещи… Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он успокоился. Но ребенок продолжает свое. Для него это игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Родителям же это мешает. Снова окрик и требование успокоится. Если же это не помогает, то родители берутся за ремень. Между тем, если бы они были знакомы с педагогикой, они бы поняли, что в этом случае, необходимо переключить внимание ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных случаев, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему важно помочь родителям в этом отношении.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств
Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого; выяв ...

Формы экономического воспитания младших школьников
Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономического воспитания младших школьников. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются следующие: - урок должен включать различные типы деятельности учащихся; - предусматривается широкое использование ху ...

К.Д. Ушинский – учитель русских учителей
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Корейский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России - переворот в теории, революцию в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих вели ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru