Образование: статьи и материалы » Организация и методика воспитательной работы

Организация и методика воспитательной работы

Педагоги в учебных заведениях начального профессионального образования выступают не только в качестве специалистов в области преподаваемого предмета, но и профессионалов, владеющих искусством обучения ими учащихся. Их педагогический профессионализм состоит во владении искусством формирования личности и основ мастерства в той профессии, которые приобретают учащиеся средствами своей специальности за отведенное на процесс обучения время, в условиях ограничений и предписаний, диктуемых Положением об учебном заведении. В силу этого первейшим требованием к мастеру производственного обучения является наличие профессионального педагогического образования, владение методиками обучения и воспитания. Однако в соответствии с п.1.9 «Положения о мастере производственного обучения профессионально-технического учебного заведения» мастер, не имеющий педагогического образования, должен сдать зачет по основам педагогики, психологии и методике обучения в течение первого года работы.

Однако профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться рамками теории, программы, его знания и умения должны быть значительно шире и глубже. Специфика работы мастера состоит в том, что кроме обучения учащихся ему постоянно приходится иметь дело с наладкой и регулировкой сложных машин, механизмов, приборов, установок в учебной мастерской, обслуживать сложную проекционную технику, тренажеры и другие средства технического обучения учащихся. Мастера руководят кружками технического творчества, вместе с преподавателями конструируют и руководят устройствами для программированного обучения, электрифицированных учебных пособий.

Поэтому необходимо, чтобы все мастера, независимо от их основной профессии, наряду с навыками обслуживания своего оборудования умели выполнять слесарные, электромонтажные работы, хорошо знали практическую электротехнику, радиотехнику, светотехнику. Это в значительной мере помогает мастеру теснее увязывать теоретическое обучение с практическими знаниями у учащихся, поднимает его авторитет среди них.

Учебно-воспитательная работа мастера будет успешной при условии, что он любит работу с молодежью. Если мастер желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и большое моральное удовлетворение от учебно-воспитательной работы, то у него есть педагогическое призвание, он сможет стать хорошим учителем и воспитателем. Лучшие мастера – это. Как правило, эмоциональные, энергичные и активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.

Большое значение имеет высокий уровень общей культуры мастера, его кругозор, тем более сейчас, когда значительно понизился общий культурный уровень молодежи, круг ее интересов. Ни один предмет, в том числе и производственное обучение, нельзя вести, не привлекая данные других, смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знания. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями научной и художественной литературы, искусства, знать и понимать музыку, быть эрудированным человеком – без этого очень трудно работать с современной молодежью, отвечать на их вопросы, давать квалифицированные советы и обсуждать нежелательные увлечения.

Специфика деятельности мастера состоит и в том, что он имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной работе училища, а тем более высокие личные спортивные достижения – непременное требование, половина его авторитета. Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных достижений, следует быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить своих воспитанников к спортивной спартакиаде, мобилизовать их силы на активное занятие спортом.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что молодежь охотно идет в те училища или лицей профессионального образования, где любят спорт и хорошо поставлена спортивная работа. А это далеко не последнее дело и здесь активная роль принадлежит мастерам производственного обучения.

Педагогическое мастерства – важнейшее качество мастера, определяющее эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что сам мастер знает и умеет. Педагогическое мастерство, естественно,- не природный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладение им. Для мастера нужны не только профессиональные знания и умения, хотя и это очень важно, но и владение основами психологии, умение понимать потребности учащегося.

Педагогическое мастерство проявляется в том, что мастер владеет эффективными способами обучения учащихся, умеет воспитывать в них любовь и уважение к будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, несет ответственность за результаты своей деятельности.

В процессе обучения мастер особенно близко и в различных планах соприкасается с учащимися: показывает приемы и способы работы, контролирует их учебные успехи, оценивает качество работы, поощряет, дает советы, во всем этом должно проявляться педагогическое мастерство.

Мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учеников. Он тщательно подбирает необходимые учебно – производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их возможного предупреждения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления, документацию и рабочие места. Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет возможные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся в ходе упражнений и самостоятельной работы, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.

Таким образом, важная черта педагогического мастерства – умение мастера устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, умение убеждать, педагогический такт.


Похожие статьи:

Изучение развития творческих способностей
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст являе ...

Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличен ...

Развитие познавательных способностей обучающихся
В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, чт ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru