Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности учащихся - это лучшие, наиболее сознательные, энергичные представители группы. Какой - то иной принцип отбора актива порочен в своей основе.
Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, знакомясь с ними лично, мастер уже тогда делает наметки о составе будущего актива. Однако эти наметки могут быть и не совсем рациональными, первое впечатление может быть весьма обманчивым. Поэтому опытный мастер вначале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем через определенное время совместно с группой решается вопрос об утверждении его в той или иной должности или выборе другого, которого порекомендует группа. Выборы других членов актива - можно организовать после первого месяца обучения, когда учащиеся окончательно разобрались в том, кто есть кто. Возможно также выборы основного актива и через временные обязанности. В. С. Филиппов такой подход называет «не от титула, а к титулу».
При подборе и рекомендации группе членов актива для выборов необходимо иметь в виду, что среди ребят в процессе общения выделяются и признаются ими «фактические лидеры», которые пользуются у ребят авторитетом и уважением, которым они доверяют Предложенный мастером и избранный группой актив - это лидеры «формальные». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы формальные лидеры стали лидерами фактическими. Вместе с тем, придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы уличными замашками, модными увлечениями, волевым подавление. Такие «лидеры» - не помощники мастеру - они не должны быть вожаками ученического коллектива, их следует вначале нейтрализовать, а затем с помощью коллектива вести с ними индивидуальную работу.
Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующие организаторские способности, можно выделить следующие:
- организаторское «чутье», включающие в себя такие качества как находчивость в различных ситуациях, организаторская изобретательность, такт в отношении с товарищами, практический ум;
- умение, способность заражать коллектив идеями и «заряжать» энергией, словом все то, что называется «заводила»;
- склонность к организаторской деятельности, действенный и устойчивый интерес к ней, то есть то, что называют «прирожденный организатор».
Конечно, очень хорошо, если ядро коллектива - это лучшие учащиеся как в учебе, хотя это не должно быть главным и единственным мерилом качества будущего активиста.
Формируя актив группы, мастер не в коем случае не должен делать из них любимчиков, особо приближать и выделять, закрывать глаза на их недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», «подхалимов» и быстро разбираются в настоящей сути таких лидеров. Наоборот, к этой части учащихся следует предъявлять более высокие требования, направленные на повышение роли и ответственности активиста, его личного примера. Активисты - это «маяки во всем», на которых должны равняться и до которых должны подтягиваться все учащиеся группы. Задача мастера обеспечить, чтобы активисты именно так понимали свое место в коллективе.
Похожие статьи:
Осуществление нравственного, трудового воспитания в процессе занятий
физическими упражнениями
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действ ...
Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...
Необходимость изучения компьютерной графики
в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...