Образование: статьи и материалы » Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори » Суть концепции М. Монтессори

Суть концепции М. Монтессори

Страница 1

Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического развития или умственно отсталых) подробно описала Т. Л. Сухотина, дочь Л. Н. Толстого. Она в течение нескольких лет посещала воспитательные учреждения М. Монтессори «Дома детей» и изучала се методику развития этих детей. Начинала свою деятельность Монтессори в клинике для душевнобольных. Ее методика помогла большинству из этих детей через определенное время обучаться уже с обычными, нормальными детьми и даже опережать их.

Целью «Домов детей», которые впоследствии организовывала М. Монтессори, служило создание благоприятных условий для развития способностей детей, которыми природа одарила их. Преодоление трудностей, упорная работа сопутствовали Марии Монтессори на протяжении всей ее жизни. Будучи горячо любимой дочерью своих родителей, она вела в то же время борьбу за право учиться в университете. И хотя в Риме женщине разрешалось учиться, такой шаг для ловушки считался неслыханно дерзким. В конце концов М. Монтессори добилась согласия родителей и блестяще окончила университет, получив звание доктора медицины. Это была первая женщина в Риме, получившая столь высокое звание.

В Лондоне и Париже Мария Монтессори продолжала изучать нервную систему и мозговую деятельность человека не только теоретически, но и на практике. Работая с аномальными в своем развитии детьми, эта энергичная женщина читала книги французских ученых, сначала переводя их, а затем переписывая «каллиграфически, чтобы иметь время взвесить смысл каждого слова и проникнуться духом автора». Только в одном из томов было 600 страниц.

Взяв на себя непосильную для обычной женщины ношу, занимаясь тяжелой и неблагодарной работой — «развитием умственно-ненормальных и нервно-расстроенных детей», доктор медицины добилась чуда: «сознание идиотов, казавшееся мертвым, — ожило». Как описывает Т. Л. Сухотина, «ребенок, считавшийся ненормальным, отсталым, воспитанный по методике Монтессори, выдержал экзамен в городскую школу легче и свободнее, чем нормальные дети». И такие чудеса стали повторяться, став уже обыкновенным явлением.

Мария Монтессори работала не только с умственно отсталыми детьми, с задержкой психического развития, но и с обычными, практически здоровыми. Свои опыты и наблюдения она описала в книге «Метода научной педагогии, примененная к детскому воспитанию в детских домах».

Идеи, на которых она строила свою систему воспитания детей и их развития, просты и известны. В теории И. Г. Песталоцци, в школах Л. Н. Толстого они уже применялись: свобода, знания (наука), любовь.

Со временем в эти три понятия люди вложили иной смысл, и они стали вызывать недоверие. Но именно эти понятия явились основой той системы воспитания, которая могла сотворить чудо. Принуждение в воспитательных и образовательных учреждениях недопустимо. Ребенок, как считала Монтессори, растет сам. Можно росту помешать, задержать его или заглушить. Принуждение задерживает развитие, тормозит эти процессы и дает возможность проявиться нежелательным воспитателю состояниям: агрессии, злобе, истерикам. Если человек рождается с присущими только ему особенностями и свойствами личности, то воспитатели и родители должны их развивать, а не ломать. М. Монтессори полагала, что к индивидуальности ребенка, к особенностям его характера следует относиться с «величайшей бережливостью». Ребенок, по ее мнению, растет не потому, что он питается, не потому, что он дышит, не потому, что находится в подходящих эргономических условиях, — он растет потому, что в нем проявляется присущая ему жизнь. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы «разбудить дремлющую иногда в нем жизнь и направить ее, давая ей свободу самой развивать свои индивидуальные стороны».

Самовоспитание, по Монтессори, — ключ к развитию индивидуальности ребенка.

Самостоятельность и независимость дают ребенку свободу. Педагог должен помочь слабым детям прокладывать свой неповторимый путь к самостоятельности как условию выживания в дальнейшей жизни. Т. Л. Сухотина перечисляет виды помощи слабым детям: помочь учиться ходить без помощи, бегать, поднимать уроненные вещи, одеваться и раздеваться, мыться, подниматься и спускаться по лестнице, говорить ясно .

Первый этап в работе с детьми, как имеющими недостаточный уровень развития психики, так и здоровыми, заключается в развитии всех органов чувств с самого раннего детства. Сильнее всего органы чувств у детей развиваются с трех до семи лет. Обычная методика преподавания в образовательных учреждениях состоит в следующем: «Мы . говорим сначала об интересующем нас предмете, — пишет М. Монтессори, —и когда ученик понял, мы пытаемся заставить исполнить работу в связи с этим предметом. И хотя ученик и понял мысль, он все же испытывает огромные трудности в исполнении требуемой от него работы, так как в воспитании отсутствует фактор первой важности — совершенство ощущений».

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Опыт работы театральной студии по использовании форм приобщения детей к нхт в решении задач аксиологического воспитания
На базе средней школы в порядке эксперимента с 1 сентября 2004 года была создана театральная студия целью которого являлось приобщение детей к народной культуре через театрализованное представление. Занятия проходили за счет часов ГПД (кружковой работы). Набор желающих был среди средних и старших к ...

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений
В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых ...

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru