Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки. Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.
В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.
Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии, Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.
Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.
Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.
Похожие статьи:
Основные направления поликультурного воспитания в образовательном
пространстве Республики Мордовии
Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей вплетённой в общую для всех россиян ист ...
Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного
занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...
Типы отклонений в поведении детей
Гиперактивное поведение. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, корчится, извивается. Гипе ...