Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Страница 3

На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего у ребёнка складывается мышление. Помимо игры важную роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждать по поводу их особенностей и т. д. Развитие детского мышления начинается с первых обобщений, которые ребенок использует в последующих действиях.

Изучая процесс формирования памяти и мышления, П.П. Блонский открыл этапы их генезиса в этом возрасте, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга. Он писал, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. На протяжении дошкольного возраста память ребенка претерпевает, с одной стороны, количественные изменения, позволяющие ему удерживать все большее количество информации, а с другой – изменения качественные. В качестве изменения характеризуется появлением опосредствованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребенок уже не просто запоминает понравившееся ему, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации.

Овладение ребенком различными существующими в культуре средствами не только ведет к повышению успешности решения различных задач, но и изменяет психику ребенка в целом, развивает осознанность и произвольность всех его психических функций. Особенно четко это проявляется в развитии внимания и памяти ребенка.

Внимание характеризуется следующими свойствами:

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность

Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

Одним из основных новообразований дошкольного детства является воображение. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М.Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы

Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.

Воображение протекает, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений. Следовательно, воображение неразрывно связано с деятельностью ребёнка. В ходе своего развития оно постепенно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...

Проблемы дидактического и методического характера
Проблемы этой главы вызваны к жизни поиском ответов на такие актуальные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». Первая проблема связана с доминирующим в теории и практике «пространственным» подходом к исполнению учебной деятельности, оставляющим без должного внимания ее реализацию в едином пространс ...

Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состоя ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru