Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Страница 1

В психолого-педагогических исследованиях существует множество подходов к проблеме психического развития дошкольника.

Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающиеся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Психика – это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психического мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможно будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего – в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего – в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает способность организмов реагировать на абиотические воздействия. Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ – поведением.

Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций – сознательного, предсознательного и бессознательного – и системы их взаимодействия.

По мнению Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

самость высшая – своего рода «внутренний бог»;

самость сознательная – Я – точка ясного сознания;

поле сознания – анализируемые чувства, мысли, побуждения;

бессознательное высшее, или сверхсознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

бессознательное среднее – подобие Фрейдовского предсознательного – мысли и чувства, которые могут легко осознаться;

бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения, и деятельность человека.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущение и восприятие, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные - активные и пассивные переживания, волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возврата происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.

Л.С. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций сознания.

Познавательное развитие – это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики. Первая – это степень освоения деятельности как способа передачи своего видения действительности. Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.

Эти особенности деятельности наблюдаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, т.к. именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике: развивается мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Роль и цели обучения грамматике
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в изучении Иностранных языков. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. «Свободное искусство» - «grammatica» (lat.) – считалось ...

Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...

Определение и основные характеристики детского коллектива
Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности. Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, ув ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru