Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Страница 4

В развитии речи можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это и виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее развернутости и связанности, и овладение различными средствами речевой деятельности.

Речевое общение ребёнка с взрослыми обогащается благодаря всё большему знакомству с окружающими и усложнению детской деятельности. Под влиянием различных деятельностей, как практической необходимости, ребёнок активно овладевает всё новыми словами, обогащая свой словарь.

Значительное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей, их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, если дети в 3-4 года достаточно легко меняют партнеров, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. О значении адекватной самооценки для психического развития человека писал К. Роджерс. Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей неосознанна. Но существует и такое качество, как уровень притязаний, зависящий от ситуации, от выполняемой деятельности. Он всегда осознан и в этом отличие самооценки.

Развитие общения и роль взрослого в становлении целостного представления ребенка о себе подчеркивал и Э. Эриксон, считавший, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Он также подчеркивал появление сознательного и произвольного поведения в этом возрасте, говоря о становлении у детей умения соотносить свои желания с нормами принятыми в обществе. К концу этого периода у детей начинает формироваться трудолюбие, либо формируется комплекс неполноценности. Однако в большей степени эти новообразования связаны со шкалой и успешностью (не успешностью) ведущей деятельности.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:

1) получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);

2) освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью).

Важной сферой, характеризующей общее психическое развитие ребенка, является социальное развитие - качественные изменения возможности ребенка, связанные с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми. Социальное развитие прежде всего характеризуется уровнем усвоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это норма общения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними. Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

Во-первых, каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами, превращается в особый вид деятельности – предметно – манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно действенно мышление и гордость за собственные движения.

Периоды, наиболее благоприятны для становления той или иной стороны, когда обостряется ее чувствительность определенного рода воздействия, называется синзитивными. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2-х до 5-ти лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...

Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. В течение учебного года мы старались придерживаться нашего плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий авралов. Так ...

Разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям с нарушением в поведении, устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: Развитие ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru