Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка

Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка

Страница 4

В начале 90-х гг. развернулась дискуссия, в ходе которой занятия как форма организованного обучения дошкольников подверглись острой критике. Отмечались следующие недостатки занятий: обучение на занятиях является главным объектом внимания воспитателя в ущерб другим видам деятельности; обучающие занятия не связаны с самостоятельной детской деятельностью; регламентированность занятий приводит к формальному общению воспитателя с детьми, снижению и подавлению детской активности; отношения воспитателя с детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе, ребенок для педагога является объектом воздействия, а не равноправным партнером общения; фронтальные занятия не обеспечивают активности всех детей группы; на них используется школьная форма организации; обучение родному языку мало направлено на развитие коммуникативной деятельности; на многих занятиях отсутствует мотивация речи; преобладают репродуктивные методы обучения (на основе подражания образцу).

Несмотря на это занятия являются одним из средств общего психического развития дошкольника. На занятиях в интересной игровой форме педагог представляет детям материал для знакомства и закрепления, способствующий общему психическому развитию ребенка: развитию его познавательных процессов и личностных особенностей.

Таким образом, процесс познавательного развития дошкольника на занятиях по развитию речи и в процессе живого общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей), будет наиболее эффективен т.к. целый ряд навыков и умений, составляющих основу общего психического развития ребенка в период дошкольного возраста, формируется только в условиях специального обучения.

Период дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, т.к. происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование, овладение которыми служит источником и движущей силой развития ребенка. Овладевая основными видами деятельности в период дошкольного возраста, ребенок осваивает деятельность как способ передачи своего видения действительности.

Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра способствует развитию мышления и воображения: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью, и именно в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

Стремительно развиваются все познавательные процессы дошкольника: восприятие (сенсорные эталоны), внимание (устойчивость, объем, переключение, произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению), память (опосредствованность и произвольность), мышление (овладение действиями наглядного моделирования), воображение (продуктивность, решение определенной творческой задачи), речь (монологическая, диалогическая, устная, письменная). В дошкольном возрасте происходит гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры, становление произвольного поведения.

Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Содержание поручений в младшей группе
Хозяйственно-бытовой труд. В помещении: Расставить игрушки. Разложить книжки. Расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или уб ...

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...

Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: Пол ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru