Образование: статьи и материалы » Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи » Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка

Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка

Страница 4

В начале 90-х гг. развернулась дискуссия, в ходе которой занятия как форма организованного обучения дошкольников подверглись острой критике. Отмечались следующие недостатки занятий: обучение на занятиях является главным объектом внимания воспитателя в ущерб другим видам деятельности; обучающие занятия не связаны с самостоятельной детской деятельностью; регламентированность занятий приводит к формальному общению воспитателя с детьми, снижению и подавлению детской активности; отношения воспитателя с детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе, ребенок для педагога является объектом воздействия, а не равноправным партнером общения; фронтальные занятия не обеспечивают активности всех детей группы; на них используется школьная форма организации; обучение родному языку мало направлено на развитие коммуникативной деятельности; на многих занятиях отсутствует мотивация речи; преобладают репродуктивные методы обучения (на основе подражания образцу).

Несмотря на это занятия являются одним из средств общего психического развития дошкольника. На занятиях в интересной игровой форме педагог представляет детям материал для знакомства и закрепления, способствующий общему психическому развитию ребенка: развитию его познавательных процессов и личностных особенностей.

Таким образом, процесс познавательного развития дошкольника на занятиях по развитию речи и в процессе живого общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей), будет наиболее эффективен т.к. целый ряд навыков и умений, составляющих основу общего психического развития ребенка в период дошкольного возраста, формируется только в условиях специального обучения.

Период дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, т.к. происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование, овладение которыми служит источником и движущей силой развития ребенка. Овладевая основными видами деятельности в период дошкольного возраста, ребенок осваивает деятельность как способ передачи своего видения действительности.

Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра способствует развитию мышления и воображения: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью, и именно в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

Стремительно развиваются все познавательные процессы дошкольника: восприятие (сенсорные эталоны), внимание (устойчивость, объем, переключение, произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению), память (опосредствованность и произвольность), мышление (овладение действиями наглядного моделирования), воображение (продуктивность, решение определенной творческой задачи), речь (монологическая, диалогическая, устная, письменная). В дошкольном возрасте происходит гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры, становление произвольного поведения.

Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru