В начале 90-х гг. развернулась дискуссия, в ходе которой занятия как форма организованного обучения дошкольников подверглись острой критике. Отмечались следующие недостатки занятий: обучение на занятиях является главным объектом внимания воспитателя в ущерб другим видам деятельности; обучающие занятия не связаны с самостоятельной детской деятельностью; регламентированность занятий приводит к формальному общению воспитателя с детьми, снижению и подавлению детской активности; отношения воспитателя с детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе, ребенок для педагога является объектом воздействия, а не равноправным партнером общения; фронтальные занятия не обеспечивают активности всех детей группы; на них используется школьная форма организации; обучение родному языку мало направлено на развитие коммуникативной деятельности; на многих занятиях отсутствует мотивация речи; преобладают репродуктивные методы обучения (на основе подражания образцу).
Несмотря на это занятия являются одним из средств общего психического развития дошкольника. На занятиях в интересной игровой форме педагог представляет детям материал для знакомства и закрепления, способствующий общему психическому развитию ребенка: развитию его познавательных процессов и личностных особенностей.
Таким образом, процесс познавательного развития дошкольника на занятиях по развитию речи и в процессе живого общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей), будет наиболее эффективен т.к. целый ряд навыков и умений, составляющих основу общего психического развития ребенка в период дошкольного возраста, формируется только в условиях специального обучения.
Период дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, т.к. происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование, овладение которыми служит источником и движущей силой развития ребенка. Овладевая основными видами деятельности в период дошкольного возраста, ребенок осваивает деятельность как способ передачи своего видения действительности.
Являясь ведущей деятельностью дошкольника, игра способствует развитию мышления и воображения: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью, и именно в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.
Стремительно развиваются все познавательные процессы дошкольника: восприятие (сенсорные эталоны), внимание (устойчивость, объем, переключение, произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению), память (опосредствованность и произвольность), мышление (овладение действиями наглядного моделирования), воображение (продуктивность, решение определенной творческой задачи), речь (монологическая, диалогическая, устная, письменная). В дошкольном возрасте происходит гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры, становление произвольного поведения.
Одним из средств общего психического развития ребенка в период дошкольного детства являются занятия по развитию речи, т.к. речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью.
Похожие статьи:
Особенности электронных изданий и требования
к ним
Создание и разработка электронных учебно-методических комплексов средствами мультимедиа в образовательном процессе - одна из главных задач повышения уровня образования. Мультимедийные технологии предоставляют новые возможности создания электронных изданий в виде виртуальной реальности в условиях ин ...
Самоконтроль использования времени
Специалисты в течение дня выполняют десятки и даже сотни различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокого анализа реальн ...
Газета для родителей, как средство педагогического информирования семьи
Детский сад № 57 работает по программе «Из детства в отрочество», созданной авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой. Программа интересна для воспитателей, обеспечивает охрану здоровья, развитие детей и их качественную подготовку к школе. Важнейшее положение данной комплексной програм ...