Образование: статьи и материалы » Дезадаптация школьников » Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта

Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта

Страница 2

Первая контрольная группа.

Среднее арифметическое – 12,4

Среднее квадратичное отклонение s=1,42

min значение – 10

max значение – 14

Коэффициент вариации – 11%, что говорит об относительной однородности выборки в проявлении данного признака в контрольной группе.

Индивидуальные значения (min – 10, max –14) распределяется следующим образом: в зону средних значений (М±s; 10,98-13,82) попали индивидуальные значения шести респондентов, что составило 60% от общего числа экспериментальной выборки. В зону наибольших значений (М±2s; 14-15,24) попали индивидуальные значения трех респондентов, что составило 30% от общего числа экспериментальной выборки.

В зону наименьших значений (М-2s; 9,56-10) попал один респондент – 10% от числа экспериментальной выборки.

Следовательно, кривая нормального распределения данного признака в первой контрольной группе сильно смещена в сторону наибольших значений.

Это говорит о достаточно высоких потенциальных возможностях и «широкой зоне развития» в этой области, несмотря на достаточно высокий средний показатель в контрольной группе, в отличие от третьей экспериментальной группы, где наблюдается смещение в сторону низких показателей. Т.е. с этими детьми необходима долгая кропотливая работа по развитию таких функций интеллекта как память, сосредоточенность, внимание. Несмотря на достаточно низкий показатель по этому субтесту во второй группе картина более утешительна, т.к. распределение индивидуальных значений этой выборки соответствует закону нормального распределения.

Хочется отметить достаточную однородность всех групп в проявлении данных признаков.

По нашему мнению, тревожность и агрессивность могут выступать как факторами, так и следствиями школьной дезадаптации. Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, продолжающегося от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Т.к. наше исследование проводилось в конце учебного года, то оно позволило выявить детей с подлинной школьной тревожностью. для исследования была использована проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

При анализе рисунков было обнаружено, что очень часто повышенный фон агрессивности рисунка сочетается с изображением героев современных мультипликационных и художественных фильмов. Это позволяет предположить, что современная кино продукция негативно отражается на психике ребенка, особенно младшей возрастной группы.

Количественный анализ рисунка позволил выявит некоторые закономерности (Табл.3).

Таблица 3. Наличие тревожности и агрессивности в группах (в%).

1 группа

2 группа

3 группа

тревожность

60

85,7

60

агрессивность

20

85,7

60

Результаты, приведенные в таблице можно интерпретировать следующим образом: наибольший процент наличия тревожности наблюдается во втрой группе, это может выступать как фактор сильной школьной дезадаптации, связанной с неуспешным обучением. Вероятно, негативная реакция родителей на плохие оценки детей из второй группы (с хорошим уровнем интеллекта) вызывает ответную агрессивную реакцию, т.к. агрессивность в этой группе также имеет самый высокий показатель.

Результаты качественного анализа рисунков.

В первой конторольной группе, при оценке агрессивности, в первую очередь, учитывались устные комментарии испытуемых, например:

«Он злой, все ест, что встречается на его пути».

«Злой, убивает людей».

Два ребенка уточнили, что: «он убивает злых, плохих людей», «убивает, чтобы защитить своих друзей».

В качестве признака агрессивности учитывалось также наличие на рисунке острых шипов, зубов, когтей, общий эмоциональный фон.

О наличии тревожности свидетельствовало обилие деталей, штриховка, множество дополнений на рисунке.

В первой группе обследуемых выявлена в большинстве случаев защитная вербальная агрессия, проявляющаяся в основном в наличии зубов и в комментариях к рисунку.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Диагностическая методика «Понимание специфики ситуации детьми»
Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в них). Материал Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в общественных местах ...

Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группазадач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, ...

Понятие эвристики и эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru