На четвертом году жизни ребенок еще нуждается в уходе и помощи взрослых, воспитатель всемерно поощряет все проявления самостоятельности. Сформированные примерно к середине года навыки одевания, раздевания позволяют педагогу почти полностью отказаться от практической помощи воспитанникам и в основном ограничиться наблюдением, напоминанием способов выполнения действий, поощрением. Однако на данной возрастной ступени большое внимание необходимо уделять формированию трудовых навыков. Поскольку овладение навыком происходит не сразу и связано с затратой определенных усилий, от воспитателя требуются терпение, выдержка, такт. Он подмечает достижения детей, укрепляет у них веру в свои силы.
В конце года воспитатель предъявляет детям более высокие требования к самостоятельности в процессе самообслуживания, к качеству их действий, используя поощрение, положительные примеры. Педагог привлекает воспитанников к совместной работе с взрослыми (няней, дворником), находит доступную форму их участия в общем труде. Ребенок испытывает радость оттого, что «помогает», что уже «большой».
Во второй младшей группе дети принимают активное участие в выполнении поручений, одновременно овладевая не только трудовыми, но и простейшими организационными навыками. Под руководством взрослого ребенок постепенно усваивает, какое оборудование необходимо для выполнения того или иного поручения, узнает, где оно хранится, как нужно им пользоваться. Показ и объяснения, многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления навыков, способствуют воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам, влияют на развитие аккуратности, потребности в порядке. Постепенно у детей формируется представление о том, что к выполнению трудового задания нужно готовиться; вырабатываются соответствующие организационные навыки.
По мере овладения детьми трудовыми умениями и навыками воспитатель организует хозяйственно-бытовой труд и труд в природе сразу нескольких детей. Так, один ребенок собирает рисунки после занятия, другой — карандаши. Педагогу удобно руководить одновременно деятельностью двух воспитанников. Он может дать им общий совет о качестве работы, показать приемы ее выполнения. В ходе такого труда рядом между детьми — его участниками возникает общение. Педагог использует этот момент для воспитания у малышей правильных взаимоотношений. Он предлагает ребенку оказать помощь товарищу или же не мешать ему, поддерживает разговоры детей в процессе работы по поводу ее качества, темпа выполнения задания.
По мере освоения детьми навыков роль воспитателя в руководстве поручениями меняется. Первоначально он напоминает малышам приемы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом. Позднее взрослый ограничивает свою деятельность советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
Организация труда малышей в форме поручений, позволяет воспитателю решать все задачи трудового воспитания, формировать у детей нравственно-волевые навыки и качества, умение принимать цель и достигать результата.
Приобщая воспитанников к посильному труду, педагог обращает их внимание на труд взрослых (трудовые операции, отношение человека к работе, общественная значимость его труда). Вместе с представлениями о труде окружающих у ребенка формируется уважительное отношение к труженикам и результатам их деятельности. Детей четвертого года жизни следует привлекать к участию в труде взрослых, систематически организуя совместную деятельность. Воспитатель поощряет добровольное участие малышей в труде взрослых.
Похожие статьи:
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...
Профессиограмма «коммерсант»
Содержание деятельности: профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и ном ...
Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения
поручений
Исследование по выявлению уровня сформированности трудовых умений проводилось в ДОУ п. Мильково во 2 младшей группе. Цель нашего исследования – определить уровень сформированности трудовых умений у детей младшего возраста на начало учебного года. Данное исследование проводилось вместе с воспитателе ...