Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движения, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого не возможно создать отчетливое изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения ) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, происходит накопление опыта, рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность реакции движения по направленности, размаху, длительности и так далее. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося представления о предмете. Направляя взором действия рук при задании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.
Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.
Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает его приобретать уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контору предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по рай маху, по продолжительности и так далее.
Включенные в обследование предмета движение руки организуют зрительное и двигательное восприятие дошкольников, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурацию.
Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными; они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, дошкольник упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, что бы изобразить предмет, то есть передать его пространственные свойства.
Ориентировочно исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.
Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получится. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.
Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве. При нарушение единства этого процесса, в частности, из-за недостаточности развития движения рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то дошкольник не сможет его произвести, а следовательно, и изобразить предмет.
Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.
Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации.
Существует два рода автоматизмов – первичные и вторичные. Первично автоматические действия – это действия, возникшие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля ; к такому роду автоматических действий относится рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки – вторичные автоматизмы, то есть действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически.
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть - выполнение рукой рисовального движения и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.
Похожие статьи:
Роль семьи в воспитании детей
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, ...
Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...
Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...