Образование: статьи и материалы » Формирование графических навыков у дошкольников

Формирование графических навыков у дошкольников

Страница 3

Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движения, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого не возможно создать отчетливое изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения ) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, происходит накопление опыта, рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность реакции движения по направленности, размаху, длительности и так далее. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося представления о предмете. Направляя взором действия рук при задании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.

Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.

Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает его приобретать уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контору предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по рай маху, по продолжительности и так далее.

Включенные в обследование предмета движение руки организуют зрительное и двигательное восприятие дошкольников, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурацию.

Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными; они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, дошкольник упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, что бы изобразить предмет, то есть передать его пространственные свойства.

Ориентировочно исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получится. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.

Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве. При нарушение единства этого процесса, в частности, из-за недостаточности развития движения рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то дошкольник не сможет его произвести, а следовательно, и изобразить предмет.

Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.

Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации.

Существует два рода автоматизмов – первичные и вторичные. Первично автоматические действия – это действия, возникшие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля ; к такому роду автоматических действий относится рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки – вторичные автоматизмы, то есть действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть - выполнение рукой рисовального движения и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, восп ...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Порядок проведения аттестационной экспертизы
Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образователь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru