Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Он утверждал, что только при правильном обучении речи можно реализовать все другие задачи воспитания и обучения.
Однако наибольшего расцвета методика развития речи детей, в общем, и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века.
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, СЛ.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными в области психолингвистики.
Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова стремились найти четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказываний.
Широкую известность получило исследование А.М Леушиной, в котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.
Формирование связной речи у детей раннего возраста и факторы ее развития изучались Е.И.Тихеевой (1937), Г.Л.Розенгарт-Пупко (1963) и Н.М.Аксариной.
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора . Речевые клише облегчают ведение диалога.
Похожие статьи:
Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного
региона в Мордовии
Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка школьников ...
Пример готовности к обучению
Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе. Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуж ...
Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличен ...