Образование: статьи и материалы » Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек

Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Многие специалисты (воспитатели, логопеды, психологи), которые занимаются с детьми, рекомендуют использовать в своей работе различные игрушки.

Игрушка – это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых, а так же для развития связной речи.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Он сам управляет игрушками, говорит за них. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время имеется большое количество детей, у которых речь недостаточно развита. А одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. И нам нужно искать самые эффективные методы ее развития. Как известно игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. Таким образом, нам представляется интересным выявление особенностей формирования и развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек.

Целью данного исследования является: выявление эффективности развития связной речи у детей на занятиях с использованием игрушек.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать результативность развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению значимости применения игрушек на занятиях по развитию связной речи дошкольников.

Установить зависимость уровня развития речи детей дошкольного возраста, обусловленную использованием игрушек.

Разработать рекомендации для воспитателей ДУ по применению игрушек на занятиях с дошкольниками.

Предметом изучения является методика развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек.

Объектом исследования служит связная речь детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Предположение о том, что использование игрушек повышает эффективность занятий по развитию связной речи.

Методы исследования:

Теоретический анализ литературы.

Наблюдение.

Педагогический эксперимент(констатирующий, формирующий, контрольный), в ходе которого использовались в комплексе метод наблюдения, игровые методы, метод решения педагогических задач, математический анализ статических данных.

База исследования: Исследование проводилось на базе детского сада № 26 города Мозыря, в старшей группе «Фантазеры1» и «Фантазеры 2», общее количество детей участвовавших в исследовании 40 человек.

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы как при разработке соответствующих теоретических тем по предмету теория и методика развития речи дошкольников в вузовской практике, так и при подготовке к занятиям воспитателями в дошкольных учрежедениях.


Похожие статьи:

Функции преподавателя вo время дискуссии
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподават ...

Самоконтроль использования времени
Специалисты в течение дня выполняют десятки и даже сотни различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокого анализа реальн ...

Аксиологическое воспитание в современном образовании
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Но не менее важную роль играют ценности народного художественного творчества, поскольку именно они формируют этническую детерминанту самосознания. В результате вырастает человек определенной культуры, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru