Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Аксиологическое воспитание в современном образовании

Аксиологическое воспитание в современном образовании

Страница 1

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Но не менее важную роль играют ценности народного художественного творчества, поскольку именно они формируют этническую детерминанту самосознания. В результате вырастает человек определенной культуры, а не существо без корней, без роду, без племени.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношений к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй – основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни.

Общие контуры педагогической аксиологии как междисциплинарной отрасли знания начали складываться со второй половины 80-х гг. 20 века в рамках философии образования.

С 90-х происходит ее интенсивное становление и развитие. Это обусловлено потребностью общества, которое резко повысило требования к духовному потенциалу личности. Сложившаяся мировая система образования со своими законами функционирования и развития призвана формировать у человека умение активно участвовать в происходящих процессах в условиях быстроменяющихся обстоятельств, руководствуясь в любой сфере деятельности ценностными ориентирами.

Отмечая постепенную гуманизацию общественных процессов, специалисты разных стран обращают внимание на тот факт, что школьный контекст оказывает большое влияние на изменение таких личностных характеристик, как социальная ответственность, надежность, толерантность учеников.

Специфические проблемы России в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой заключается прежде всего в смене ценностей, социальных приоритетов, росте социальной напряженности, обусловленной расслоением общества.

Образование выступает средством трансляции культуры. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Современность ставит перед учителями множество проблем и вопросов, связанных с управлением поведением школьников. В большинстве случаев ввиду отсутствия эффективных технологий контроля и научения, позволяющих результативно прививать нормы поведения в школе, особым "успехом" пользуется авторитарный стиль директивного назидания и запретительства. Поведение ребенка ограничивается внешними разрешениями и ограничениями, не связанными с механизмами глубинной саморегуляции активности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Беседа с родителями о воспитании трудолюбия и распределении обязанностей в семье
Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье. Участники: родители учащихся начальных классов и классные руководители. Ход собрания Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы с вами посв ...

Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru