В отличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Доступными для учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-то дать определение. Например, "Перечисли предметы, которые могут быть украшены узором. Назови город, село, которые прославились своими художественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм" и т. д.
Содержание вопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этой целью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит среди различных деревянных матрешек семеновскую.
В зависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.
Анкеты, как и сочинение, - виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны с оформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русским народным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут стать подлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устном народном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находит яркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образов народной песни. "Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево "выносит", словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит, что не итальянские это фиоритуры… а также отражение действительности, но иной, и ход иной поступью… И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познав упорный труд"
Учитель для представления сказки, песни может использовать в оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д.
Организация экскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды, игрушки.
Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.
Похожие статьи:
Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших
школьников
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия. Задачи контрольного эксперимента: - выявление уровня воспит ...
Проект программы по развитию у детей чувства юмора
В данном пункте главы представим разработанный проект программы по развитию у старших дошкольников чувства юмора через произведения изобразительного искусства. Данная программа направлена на работу с «обобщенными чувствами», в том числе и с чувством юмора. Пояснительная записка Реформирование и мод ...
Формирование основ эстетического вкуса
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и п ...