Образование: статьи и материалы » Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами » Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами

Страница 2

Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.

Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.

Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.

Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.

При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.

Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка. (Приложение 9).

автомобиль – машина тоже, две буквы о – как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.

алфавит - В азбуке есть алфавит,

Первым аист там стоит.

В алфавите буква «А»

Самой первой быть должна…

В греческом алфавите первая буква- альфа.

Результативность использования данной методики работы со словарными словами

С 2007 года я в своей работе регулярно использую данную методику.

С каждым годом возрастает безошибочность написания словарных слов.

Диагностика запоминания словарных слов

2 класс

(2007-2008гг)

3 класс

(2008-2009гг)

4 класс

(2009-2010гг)

Написали

без ошибок

83 %

87 %

93 %

Допустили

ошибки

17 %

13%

7 %

2.Наблюдается стабильность успеваемости учеников по русскому языку

2 класс

(2007-2008гг)

3 класс

(2008-2009гг)

4 класс

(2009-2010гг)

качество

52

56

55

СОУ

50

52

50

3.В процессе такой работы над словарными словами у учеников формируются УУД.

Познавательные:

1)умения перерабатывать информацию для получения нового продукта;

2)преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1)умения доносить свою позицию до других;

2)умения понимать другие позиции (пытаться принимать другую точку зрения);

Регулятивные:

1)решение проблемы творческого и поискового характера.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Мышление ребёнка в той или иной ме ...

Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из ...

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения. 2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры. 3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru