Образование: статьи и материалы » Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Приемы ассоциативной связи при работе со словарными словами » Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами

Страница 1

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты.

Идею использования приёма ассоциативного запоминания я разработала на основе рекомендаций А. Погодиной, О.Л.Соболевой, В. Агафонова.

Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием приёмом ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе.

Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способствующие развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:

– систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);

– использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;

– систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.

Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными словами, дополненные приемами создания и использования ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная учебная деятельность младших школьников.

Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:

1)предъявление словарного слова;

2)объяснение лексического значения слова;

3)постановка ударения;

4)подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

5)запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;

6)нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;

7)изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т.е. работа по опоре;

8)прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;

9)составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.

К ассоциативному образу предъявляются следующие требования:

1)Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.

Сл. слово ↔ Ас. образ

Ассоциативная связь может быть по:

цвету;

форме;

действию;

материалу;

количеству;

месту расположения;

звучанию;

вкусу;

назначению и т.д.

2) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Ассоциативная методика имеет также и другие виды:

1.Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).

2.Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова). Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква "А".

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru