СШ № 19 г. Минска в своей работе по профилактике насилия над детьми в семье руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, другими нормативными правовыми актами на основе анализа современного состояния работы по данной проблеме в Республике Беларусь, а также основными положениями Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Первым этапом выявления насилия над детьми является изучение критериев и показателей неблагополучия семьи .
Социальный педагог в своей работе руководствуется критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего, включая: - жестокое обращение с несовершеннолетним в семье – физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Система профилактика насилия в СШ № 19 г. Минска включает следующие направления:
1. Выявление семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально-опасном положении.
2. Создание в семье благоприятного морального климата, беседы с родителями о недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
3. Психологическая диагностика детско-родительских отношений, конфликтности в семье, личности ребенка и родителей. Сюда входит изучение социального окружения ребенка, его отношений с классом, учителям и другими взрослыми.
4. Коррекционно-реабилитационная деятельность.
В рамках этой работы детям оказывается психологическая помощь, создаются условия для разрешение внутри- и межличностных конфликтов. Дети из неблагополучных семей включаются в разнообразные виды деятельности, с ними проводится индивидуальное психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия.
Методы и формы профилактической работы:
Педагогический лекторий «Школа для родителей».
Тренинги для родителей по вопросам воспитания детей.
Ситуационные игры и тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овладению социальными навыками, беседы, деловые игры, дискуссии по правовым проблемам.
Встречи с работниками правоохранительных органов
Социальный патронат детей, в ходе которого осуществляться психологическая, социально-педагогическая и др. виды помощи.
Методы личностных особенностей ребенка, наблюдение за поведением ребенка, изучение продуктов деятельности.
Беседа с ребенком, акты обследования условий жизни и воспитания, характеристики, заключения врачей и т.п.
Специальная помощь оказывается с помощью методов игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, проективное рисование, сочинение историй.
В специальной литературе отмечается важность психологической работы с семьей, где нарушены детско-родительские отношения и где существует риск насилия в отношении ребенка. В ходе психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию; неадекватному (патологическому) родительствованию; механизмам самонепринятия родителей .
Профилактическая работа осуществляется в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками, школьными педагогами, психологами, представителями правоохранительных органов, юристами. Результатом профилактический работы является своевременное предупреждение насилия над детьми, обеспечение социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.
Таким образом, на базе СШ № 19 г. Минска проводится своевременная профилактическая работа, которая включает работу с семейным неблагополучием (социальный патронат), беседы с родителями о недопущении жестокого обращения с детьми, изучение личности детей, находящихся в риске домашнего насилия. Профилактическая работа включает обучение детей навыкам уверенного и безопасного поведения, психокоррекцию, психотерапию.
Похожие статьи:
Учебный курс информатики: мировоззренческий аспект
Известно, что наука как осознанное исследование закономерностей явлений природы и общества возникла у древних греков; их неповторимо своеобразный характер мышления и деятельности, по мнению английского учёного Бернала, заключается именно в том аспекте их жизни, который назван нами научным способом ...
Влияние личностных качеств на формирование репутации
молодых людей
Одним из важнейших факторов, определяющих высокую репутацию студента, является восприятие обществом его личностных качеств. Умение мыслить предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи - видеть и учитыв ...
Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...