Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Общее понятие компетентности

Общее понятие компетентности

Страница 2

Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.

Общую компетентность человека можно представить, очевидно, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. Дж.Равен выстроил модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию – выделить несколько основных, ключевых компетенций, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, отдельных умений, знаний.

Ключевые (базовые, универсальные) компетентности многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.

Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей.

Впервые на официальном уровне термин «ключевых компетенции» появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 году. В задачу проекта входило оценить цели, содержание образования и механизмы оценки уровня учебных достижений учащихся. В результате были сформулированы следующие группы ключевых компетентностей:

- социальные компетентности (способность и желание брать на себя ответственность; участвовать в принятии решений в группе, решать конфликты мирным способом);

- компетентность в поликультурном обществе (терпимость, умение жить с людьми других культур, языков, профессий);

- коммуникативная компетентность (компетентность в области устной и письменной речи, умение общаться, владение иностранным языком);

- информационная компетентность (владение техникой, понимание ее применения, способность критически относиться к информации).

Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей.

В самом общем плане это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности, сюда же можно отнести:

- классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность, она дает компетентности в областях: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;

- профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

- предметную компетентность в конкретном деле (специальность);

- профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, сельского хозяйства и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:

- готовность ребенка к школе;

- компетентность выпускника;

- компетентность молодого специалиста;

- компетентность специалиста со стажем работы.

Схема иерархии компетентностей представлена на рис. 1.1.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Содержание гражданской культуры учителя
Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. ...

Восприятие окружающими поведения студента
Авторитет студента - заслуженное уважение к нему, основывается на таких составляющих, как знания, ум, доверие к людям, высокие личные качества. Большое значение для студента имеет его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом мнения собеседника и при этом выразительно, эмоционально, чет ...

Пример диагностики развития внимания
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; д ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru