Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Общее понятие компетентности

Общее понятие компетентности

Страница 2

Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.

Общую компетентность человека можно представить, очевидно, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. Дж.Равен выстроил модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию – выделить несколько основных, ключевых компетенций, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетентностей и, наконец, отдельных умений, знаний.

Ключевые (базовые, универсальные) компетентности многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.

Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей.

Впервые на официальном уровне термин «ключевых компетенции» появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 году. В задачу проекта входило оценить цели, содержание образования и механизмы оценки уровня учебных достижений учащихся. В результате были сформулированы следующие группы ключевых компетентностей:

- социальные компетентности (способность и желание брать на себя ответственность; участвовать в принятии решений в группе, решать конфликты мирным способом);

- компетентность в поликультурном обществе (терпимость, умение жить с людьми других культур, языков, профессий);

- коммуникативная компетентность (компетентность в области устной и письменной речи, умение общаться, владение иностранным языком);

- информационная компетентность (владение техникой, понимание ее применения, способность критически относиться к информации).

Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей.

В самом общем плане это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности, сюда же можно отнести:

- классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность, она дает компетентности в областях: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;

- профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

- предметную компетентность в конкретном деле (специальность);

- профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, сельского хозяйства и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:

- готовность ребенка к школе;

- компетентность выпускника;

- компетентность молодого специалиста;

- компетентность специалиста со стажем работы.

Схема иерархии компетентностей представлена на рис. 1.1.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способно ...

Новые педагогические технологии
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий предст ...

Виды педагогических коммуникаций
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет. Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не мог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru