Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Характеристика профессионального образования

Характеристика профессионального образования

Страница 1

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения в необходимых случаях среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. На профессиональный лицей распространяются все права и обязанности учреждения начального профессионального образования.

Появление и развитие профессиональных лицеев (высших профессиональных училищ – ВПУ) относится к концу 80-х гг. С самого начала они рассматривались как профессиональные учебные заведения интегрированного типа, обеспечивающие повышенную подготовку квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена. Об этом говорится в одном из первых приказов Гособразования СССР от 29.04.90 №283 «О порядке создания высших профессиональных училищ», что неоднократно подтверждалось и другими официальными документами.

В типовых положениях о высшем профессиональном училище (например, утвержденном приказом Гособразования от 8 июля 1991 г. №331) отмечалось, что повышенная подготовка обеспечивается:

- уровнем квалификации (тарифным разрядом, классом, категорией, званием), а также получением рабочими особо сложных или особо опасных профессий – среднего профессионального (специального) образования;

- широтой профиля подготовки;

- овладением информационными технологиями, предпринимательскими, коммерческими и другими дополнительными навыками.

Важно подчеркнуть, что подготовка квалифицированных рабочих в профессиональном лицее (ВПУ) осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. При этом каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома установленного образца.

Последние годы характеризуются бурным развитием профессионального лицея в системе начального профессионального образования, что обусловлено объективными причинами. Переход к рыночной экономике, рынку труда настоятельно требует повышения уровня и качества подготовки рабочих.

Необходимо отметить, что еще с 70-х гг. текущего столетия Минтрудом разрабатываются, отменяются и вновь вводятся Перечни особо сложных и опасных профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное (профессиональное) образование. Сегодня каждое шестое учреждение начального профессионального образования является профессиональным лицеем, выпускающим квалифицированных рабочих, которые в целом успешно трудоустраиваются после выпуска из образовательного учреждения.

В целях дальнейшего повышения требований к реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в профессиональный лицей введена практика лицензирования и аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования в порядке и на условиях, установленных в свое время Госкомвузом России для средних специальных учебных заведений, издан ряд документов, в которых Министерством общего и профессионального среднего образования сформулированы дополнительные требования по этому виду образовательных учреждений. Установлен порядок организации профессиональных лицеев (высших профессиональных училищ).

Профессиональное образование – это базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и самоутверждения личности. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах.

Система начального и среднего профессионального образование – социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...

Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада
В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус. Юмористические произведения изобразительного искусства – особе ...

Значение и решение задач патриотического воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru